ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-345/2014 от 03.10.2014 Астраханского областного суда (Астраханская область)

 дело № 7-345/2014

 РЕШЕНИЕ

 г. Астрахань 3 октября 2014 года

 Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,

 при секретаре: Кондратьеве СВ.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министра сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко Ивана Андреевича на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2014 года по делу о привлечении Министра сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко Ивана Андреевича к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

 УСТАНОВИЛ:

 постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ Министер сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Нестеренко И.А. назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

 Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2014 года постановление о привлечении Министра сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко И.А. к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Жалоба Министра сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко И.А. на данное постановление - без удовлетворения.

 В жалобе Министр сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко И.А. ставит вопрос об отмене решения суда и постановления административного органа. Нестеренко И.А. указывает, что он не подлежит привлечению к административной ответственности по статье 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данная правовая норма предусматривает ответственность за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, в то время как административным органом вменено в виду нарушение ряда Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета, не относящихся к нормативно-правовым актам в сфере бюджетного законодательства. Более того, заявитель сообщает, что в данном случае невозможно констатировать факт ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей, поскольку им в рамках компетенции и должностных полномочий принимались меры по исполнению Соглашений.

 На заседание суда не явился Министр сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко И.А., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте слушания по делу. С учетом надлежащего извещения сторон, руководствуясь частью 2 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд второй инстанции постановил рассмотреть жалобу в отсутствие Нестеренко И.А.

 Выслушав представителя Министра сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко И.А. по доверенности Скрипкина А.Г., поддержавшего доводы жалобы, представителей Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области по доверенности Адрухович Г.А., Кулаковой И.Н., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, исследовав материалы дела, суд второйинстанции приходит к следующему выводу.

 В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 Согласно статье 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В рамках данной Программы и на основании Соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № № бюджету Астраханской области из федерального бюджета в 2013 году выделены субсидии в сумме <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно. Пунктами 2.2.5, 2.2.7 Соглашений (с учетом изменений) установлено обязательство Министерства сельского хозяйства Астраханской области по обеспечению софинансирования из консолидированного бюджета Астраханской области по расходам, указанным в приложениях № к Соглашениям, в объеме <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно. В бюджете Астраханской области объем софинансирования, установленный условиями Соглашений (с учетом изменений), предусмотрен в полном объеме. Мероприятие «возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства», предусмотренное Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, со стороны бюджета Астраханской области выполнено не полностью. Из предусмотренных в бюджете Астраханской области по условиям Соглашения <данные изъяты> рублей фактически из бюджета Астраханской области выделено <данные изъяты> рубля. Мероприятие «газификация сельской местности», предусмотренное Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, со стороны бюджета Астраханской области также исполнено не в полном объеме. По данному мероприятию в бюджете Астраханской области предусмотрено <данные изъяты> рублей, фактически профинансировано <данные изъяты> рублей.

 Материалами дела установлено нарушение Министерством сельского хозяйства Астраханской области, являющимся главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, пункта № Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №, пункта №. Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении Министра сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко И.А. составлен протокол об административном правонарушении. По результатам рассмотрения протокола административным органом в сфере финансово-бюджетного надзора ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № о привлечении Министра сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко И.А. к административной ответственности. Не согласившись с данным постановлением, Министр сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко И.А. оспорил его в судебном порядке. Районный суд, правильно установив фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку и счел доказанным факт нарушения условиймежбюджетных трансфертов.

 Статья 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. В силу статьи 132 Кодекса субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам их ведения и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Цели и условия предоставления и расходования данных субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. К таким нормативным правовым актам относятся, в том числе Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1460 и от 3 декабря 2002 года № 858. Ими утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». Правилами предусмотрена ответственность за соблюдение условий, установленных этими Правилами, и соглашениями между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Эта ответственность возлагается на органы, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

 По настоящему делу установлено нарушение Министерством сельского хозяйства Астраханской области, являющимся главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, пункта №. Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №, пункта № Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № заключенных во исполнение названных Постановлений Правительства Российской Федерации.

 Органы государственной власти в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к получателям бюджетных средств. Статьей 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления. В соответствии со статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов относится к бюджетным нарушениям (статья 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Нестеренко И.Л. является заместителем Председателя Правительства Астраханской области - Министром сельскогохозяйства Астраханской области. Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № №, пункта №. Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № №, нарушение условий которых вменяется в вину, заключены им. Он является, в данном случае, главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты в рамках Соглашений. По смыслу статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях с субъективной стороны данный состав административного правонарушения характеризуется как неосторожной (небрежной), так и умышленной формами вины. В этой связи, для установления вины должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса, достаточно установить факт нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов, а также то, что должностное лицо является главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены эти межбюджетные трансферты, совершило нарушение по неосторожности.

 Анализируя приведенные выше нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, буквально толкуя тексты нарушенных Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, в совокупности со статьей 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд второй инстанции приходит к выводу о доказанности, в данном случае, факта нарушения условий межбюджетных трансфертов. Также доказанным является факт того, что Министр сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко И.А., являясь главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, предвидел возможность неисполнения Соглашений, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

 Постановление о привлечении Министра сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко И.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является обоснованным и минимальным. Иные доводы, приведенные в жалобе, не исключают совершение рассматриваемого правонарушения и подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.

 На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

 РЕШИЛ:

 решение Кировского районного суда г. Астрахани от 20 августа 2014 года оставить без изменения, а жалобу Министра сельского хозяйства Астраханской области Нестеренко Ивана Андреевича- без удовлетворения.