ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-347/19 от 30.05.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-347/2019

Судья Салдыркина Т.М.

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

30 мая 2019 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев жалобу защитника АО «ТУС» Осипова Г.М. на постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 194/03/01 от 20 марта 2019 года и решение судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении АО «ТУС»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 194/03/01 от 20 марта 2019 года АО ТУС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Решением судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 24 апреля 2019 года постановление должностного лица от 20 марта 2019 года оставлено без изменения.

Названные акты обжалованы защитником АО «ТУС» Осиповым Г.М. в Верховный Суд Чувашской Республики.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника АО «ТУС» Осипова Г.М., прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование офрмляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговорённых условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно статье 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают со дня государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Статьей 22 Закона о недрах установлены права и обязанности пользователя недр. В число обязанностей пользователя недр, согласно части 2 статьи 22 Закона о недрах, входит обеспечение, в том числе: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (пункт 1); соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2); ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами (пункт 3); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10),

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814 «Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», план развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ. План развития горных работ утверждается руководителем организации - пользователя недр. До утверждения он подлежит согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор).

Аналогичная обязанность по согласованию плана развития горных работ установлена Правилами охраны недр, утверждёнными постановлением Гостехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 № 71 (далее - Правила охраны недр). Согласно пунктам 50-54 Правил охраны недр, недропользователь обязан ежегодно согласовывать планы развития горных работ с органами Ростехнадзора. Производство горных работ без согласованного с органами годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана не допускается.

Таким образом, законодательство предусматривает необходимое наличие согласованного в установленном порядке плана развития горных пород для всех организаций, являющихся пользователями недр.

Акционерному обществу «ТУС» выдана лицензия на право пользования недрами от 02.08.2012 <данные изъяты>, сроком действия до 02.08.2032 с целевым назначением и видами работ - добыча строительных песков месторождения «Шешкарское II». Участок расположен в акватории Чебоксарского водохранилища напротив Шешкарской пристани, в 5 км к юго-востоку от пос. Ильинка, за левой кромкой судового хода, в пределах 1146-1147,5 км на территории Моргаушского района Чувашской Республики. Неотъемлемой частью выданной лицензии являются, в том числе условия пользования недрами при добыче строительных песков месторождения «Шешкарское-II», расположенного в акватории Чебоксарского водохранилища напротив Шешкарской пристани, в 5 км к юго-востоку от пос. Ильинка, за левой кромкой судового хода, в пределах 1146-1147,5 км на территории Моргаушского района Чувашской Республики (далее - условия пользования недрами).

Пунктом 7.4 условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии выданной акционерному обществу «ТУС», установлено, что Общество обеспечивает, в том числе составление и согласование в установленном порядке плана развития горных работ в Приволжском управлении Ростехнадзора.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения АО «ТУС» к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, послужил выявленный 13 августа 2018 года в ходе проведения рейдовых мероприятий сотрудниками <данные изъяты> г. Чебоксары на 1146 км судового хода р. Волга, напротив Шешкарской пристани, за левой кромкой судового хода, факт осуществления Обществом добычи полезных ископаемых (строительного песка) на Шешкарское-II месторождении строительных песков, находящемся в пользовании АО «ТУС», земснарядом «Портовый 26», принадлежащим ООО <данные изъяты>, без согласования плана развития горных работ с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), то есть с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, в том числе пункта 7.4 условий пользования недрами.

Факт совершения административного правонарушения АО «ТУС» и виновность юридического лица подтверждаются доказательствами, исследованными должностным лицом при вынесении постановления и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает, в частности протоколом осмотра места происшествия от 13 августа 2018 года, копией лицензии с приложением 1, сведениями, полученными от ИП ФИО1, письменными объяснениями Осипова Г.М., и другими

В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица и решении судьи сделан обоснованный вывод о виновности АО «ТУС» в пользовании недрами с нарушением в условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, деяние Общества правильно квалифицировано по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административное наказание АО «ТУС» назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Выводы судьи районного суда о привлечении АО «ТУС» в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, являются правильными.

Вопреки доводам жалобы, вступление в силу 15 марта 2013 года положений Федерального закона № 22-ФЗ от 4 марта 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подп. 114 п. 1 ст. 333.33 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым объекты, на которых ведутся горные работы при добыче общераспространенных полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ, не являются опасными производственными объектами, основанием для освобождения АО «ТУС» не является, поскольку обязанность для всех организаций - пользователей недр согласовать план развития горных работ с органами Ростехнадзора законодательно не изменилась.

Приведенные в судебном заседании защитником Осиповым Г.М. довод о том, что по состоянию на 13 августа 2018 года добычу песка АО «ТУС» не осуществляло, являются несостоятельными.

Выставление Обществом земснаряда Портовый – 26 на 1146 км. судового хода р. Волга за левой кромкой судового хода в место добычи строительного песка с координатами 56.09059 с.ш., 46.54142 в.д. в границах месторождения строительных песков «Шешкарское-II» (л.д. 32-34, 41-47), а также письменные объяснения ФИО2 от 23 августа 2018 года (л.д. 53) очевидно свидетельствуют о том, что работы по добыче строительного песка АО «ТУС» были начаты.

Несогласие заявителя с выводами должностного лица, суда и с юридической оценкой совершенного деяния основанием для отмены обжалуемых актов не является.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену либо изменение решения по жалобе на постановление, не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя главного государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 194/03/01 от 20 марта 2019 года и решение судьи Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении АО «ТУС» оставить без изменения, жалобу защитника Осипова Г.М. – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В.Голубев