ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-348/19 от 28.03.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Кривошеева Е.В. д. № 21-348/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 28 марта 2019 года

Судья Самарского областного суда Трескунова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Реконструкция-Плюс» ФИО1 на решение судьи Промышленного районного суда г.Самары от 05 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, которым

постановление начальника отдела организации участковых инспекторов рыбоохраны Самарской области и оперативного государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения ВБР Средневолжского территориального управления Росрыболовства №63-01/602 от 20.11.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ООО «Реконструкция-Плюс» ФИО1 о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела организации участковых инспекторов рыбоохраны Самарской области и оперативного государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения ВБР Средневолжского территориального управления Росрыболовства №63-01/602 от 20.11.2018 года должностное лицо – директор ООО «Реконструкция-Плюс» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ.

Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО1 обратился с жалобой в Промышленный районный суд г.Самары, которым 05 февраля 2019 года постановлено указанное выше решение.

В настоящей жалобе, поданной на рассмотрение в Самарский областной суд, должностное лицо – директор ООО «Реконструкция-Плюс» ФИО1 просит отменить постановление административного органа и решение суда в связи с неверной оценкой судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

Проверив материалы дела, выслушав защитника Кабардину Г.А. по доверенности в интересах ФИО1 в поддержание доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ст. 8.33 КоАП РФ наступает за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Целями данной статьи являются охрана животного мира с помощью специальных средств защиты среды обитания и путей миграции животных, предотвращение самовольного воздействия на сложившиеся популяции животных. Сфера действия данной статьи охватывает разнообразную деятельность производственного характера (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетика), оказывающую влияние на среду обитания животных.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, является действие (бездействие) физического или юридического лица, нарушающее установленные законами или иными нормативными правовыми актами правила охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, которые могут выражаться в хранении материалов и сырья в неогороженных местах, в изменении уровня воды в гидросооружениях в период массовых миграций и размножения объектов животного мира без согласования со специально уполномоченными органами по охране животного мира и среды их обитания, в отсутствии специальных предупредительных знаков и знаков ограничения скорости на транспортных магистралях либо устройств со специальными проходами, выжигании растительности и др.

Субъективной стороной административного правонарушения предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ является умышленная вина, то есть когда лицо, совершающее действие, направленное на нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.09.2018 года старшим государственным инспектором организации участковых инспекторов рыбоохраны Самарской области и оперативного государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения ВБР Средневолжского территориального управления Росрыболовства ФИО2, было принято участие в проверке законности деятельности ООО «Реконструкция-Плюс» по отсыпке до проектных размеров волнозащитного сооружения на Куйбышевском водохранилище, в районе земельного участка, расположенного по адресу: <...>.

В ходе проведенной проверки установлено, что согласно Заключению ФГУ «Средневолжрыбвод» от 22.05.2004 года №04-02/2427 одним из условий согласования являлось согласование проекта производства работ до начала осуществления работ. Сведения о согласовании проекта производства работ с ФГУ «Средневолжрыбвод» на день проверки отсутствовали.

Проводимые Обществом работы с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства также не были согласованы.

В связи с указанными выше обстоятельствами, в отношении должностного лица – директора ООО «Реконструкция-Плюс» ФИО1 06.11.2018 года был составлен протокол об административном правонарушении №63-01/602 по ст. 8.33 КоАП РФ и вынесено постановление №63-01/602 от 20.11.2018 года о наложении административного штрафа в размере 5 000 рублей.

С выводами должностного лица согласился судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, указав, что совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления факта совершения должностным лицом ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.

Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.

Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 06.11.2018 года в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении лица – директора ООО «Реконструкция-Плюс» ФИО1 (л.д. 112-113).

Как усматривается из материалов дела, извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении было направлено в электронном виде на электронную почту ООО «Реконструкция-Плюс» volna.tlt@mail.ru 02 ноября 2018 года в 15 часов 53 минуты.

Между тем следует учесть, что в рамках настоящего дела ФИО1 привлечен к административной ответственности как должностное лицо (директор Общества с ограниченной ответственностью «Реконструкция-Плюс»).

В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

В нарушение указанной нормы извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по месту жительства ФИО1 не направлялось, доказательств обратному в материалах дела не имеется.

Иные сведения об извещении ФИО1 о составлении протокола по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отсутствие директора Общества ФИО1 (или его защитника) с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Изложенным доказательствам судом первой инстанции соответствующая правовая оценка не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых они были вынесены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Решение судьи Промышленного районного суда г.Самары от 05 февраля 2019 года и постановление начальника отдела организации участковых инспекторов рыбоохраны Самарской области и оперативного государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения ВБР Средневолжского территориального управления Росрыболовства №63-01/602 от 20.11.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО «Реконструкция-Плюс» ФИО1 – отменить, производство по делу прекратить по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, то есть за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Жалобу директора ООО «Реконструкция-Плюс» ФИО1 удовлетворить частично.

Судья Самарского областного суда Л.А.Трескунова