Судья Шамшутдинова Г.К. № 7-348/12
РЕШЕНИЕ
г.Астрахань 23 ноября 2012 года
Судья Астраханского областного суда Лапшиной Л.Б.,
при секретаре Гайнуллиной В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника главного судебного пристава Астраханской области ФИО1 -Калянина В.В. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 28 августа 2012 года по делу о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 10 июля 2012 года руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области главный судебный пристав Астраханской области - ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 28 августа 2012 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника ФИО1 Калянина В.В. - без удовлетворения.
В жалобе защитник ФИО1 - Калянин В.В. ставит вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу в связи с его малозначительностью. Действиями главного судебного пристава Астраханской области ФИО1 не причинено никакого существенного вреда общественным интересам и субъектам рынка финансовых услуг Астраханской области. Нарушения, допущенные должностным лицом 24 марта 2010 года, когда к работе по созданию электронного документооборота и приеме денежных средств от должников были приглашены лишь 13 банков, работающий на территории Астраханской области, и 12 мая 2010 года, когда участие в совещании приняло лишь 9 банков, устранены ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Письма о возможности заключения соглашений по приему платежей были направлены службой судебных приставов всем 40 кредитным организациям, работающим на территории Астраханской области. Защитник считает наказание, назначенное ФИО1 не соответствующим обстоятельствам административного правонарушения, назначенным без полного исследования всех смягчающих обстоятельств по делу.
Одновременно защитником ФИО1 - Калининым В.В. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения суда.
На основании статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Судом установлено, что копия решения Кировского районного суда г. Астрахани от 28 августа 2012 года получена ФИО1 18 октября 2012 года по почте. Жалоба подана 25 октября 2012 года. С учетом указанного обстоятельства, срок на обжалование решения суда ФИО1 не пропущен.
ФИО1, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не направлял, в связи с чем, полагаю возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав защитника Калянина В.В., поддержавшего жалобу, представителя УФАС по Астраханской области ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд второй инстанции не находит оснований к отмене судебного постановления.
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения дела № комиссией Астраханского УФАС России вынесено решение о признании Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Судом установлено, что, в 2010 году Управлением ФССП по Астраханской области принято решение о передаче сведений, содержащихся в электронном виде, отдельным коммерческим организациям, <данные изъяты> что подтверждается заключенным между Управлением ФССП по Астраханской области и <данные изъяты> договором №
Согласно пункту 1.1 договора Управление ФССП по Астраханской области поручает, а банк принимает на себя обязательства по приему денежных средств в оплату взысканной задолженности от физических лиц в валюте Российской Федерации наличными деньгами и путем списания со счетов по вкладам и банковских карт с использованием базы задолженности должников адрес клиента и перечислению принятых
платежей на лицевой счет клиента в соответствии с условиями настоящего договора. В соответствии с пунктом 2.3.2 договора клиент обязуется предоставлять банку базу задолженностей должников с периодичностью, позволяющей поддерживать информацию в актуальном состоянии, но не реже одного раза в неделю. Структура, формат и технические характеристики базы задолженностей должников приведены в приложении к настоящему договору.
Заключению договора предшествовало проведение рабочих встреч, на которые Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области были приглашены представители некоторых кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории Астраханской области.
Согласно протоколу <данные изъяты> совещания Управления ФССП по Астраханской области с Астраханским региональным представительством <данные изъяты> и представители вышеуказанных 13 банков, участники постановили в целях организации эффективного взаимодействия предложить кредитным организациям разработать предложения по осуществлению электронного документооборота.
В соответствии с протоколом рабочей встречи по вопросам взаимодействия от ДД.ММ.ГГГГ сотрудники Управления ФССП по Астраханской области и представители девяти банков <данные изъяты> постановили рассмотреть возможность организации электронного документооборота по направлению запросов судебными приставами-исполнителями и ответов банками о наличии счетов между Управлением ФССП по Астраханской области и банками, подготовить проект типового соглашения по организации электронного документооборота и направить его заинтересованным банкам в течение 10-ти дней с момента проведения рабочей встречи для рассмотрения.
В то же время не располагали информацией о проведении совещаний, рабочих встреч и о возможности заключить договоры с Управлением ФССП по Астраханской области банки, также расположенные на территории области <данные изъяты>
Лишь некоторые кредитные организации, осуществляющие деятельность на территории Астраханской области, на запрос Астраханского УФ АС России сообщили, что заинтересованы в заключении с Управлением ФССП по Астраханской области договоров о приеме, платежей и об организации электронного документооборота: <данные изъяты>
Согласно информации ГУ Банка России по Астраханской на территории Астраханской области осуществляют деятельность более 40 кредитных организаций. Однако в 2010 г. Управление ФССП по АО осуществило действия по передаче базы задолженностей только одной кредитной организации <данные изъяты>.
Технология приема платежей с использованием базы задолженностей Управления ФССП по Астраханской области позволяет <данные изъяты> предложить клиентам простой, быстрый и удобный способ оплаты без потерь времени и без использования бланков и квитанций, поскольку вся консолидированная информация хранится в централизованной базе данных, что позволяет информировать клиента непосредственно в пункте приема платежей об имеющейся задолженности.
Согласно письму УФССП по Астраханской области база задолженностей по исполнительным производствам, которую УФССП по Астраханской области передает коммерческим организациям по договору, формируется отдельной программой из общей базы данных программного комплекса «Судебный пристав», сформированной из данных всех районных отделов судебных приставов.
Она состоит из данных о должнике и имеет идентификационный номер должника (ключевой реквизит, который доводится до плательщика и является обязательным для приема платежа).
Программный комплекс «Судебный пристав» был внедрен в территориальных органах ФССП на основании приказа Федеральной службы судебных приставов № от ДД.ММ.ГГГГ. ПК «Судебный пристав» включает данные по всем исполнительным производствам.
Структура базы задолженностей, сформированная УФССП по Астраханской области в целях передачи коммерческим организациям, включает следующую актуальную информацию: идентификационный номер должника, фамилия, имя, отчество должника, адрес должника, сумма задолженности на дату предоставления базы, сущность взыскания, фамилия, имя, отчество судебного пристава, номер исполнительного производства, код и наименование подразделения УФССП по АО, ИНН, КПП, лицевой счет получателя платежа.
Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). База задолженностей содержит персональные данные должника.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» Управление ФССП по Астраханской области является оператором - государственным органом, самостоятельно или совместно с другими лицами организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели и содержание обработки персональных данных.
До вступления в силу Федерального закона № 261-ФЗ от 25 июля 2011 года Управление ФССП по Астраханской области было вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных. Обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.
В результате автоматизированной обработки информации, содержащей персональные данные должников, Управлением ФССП по Астраханской области была создана база задолженностей по исполнительным производствам, которую Управление ФССП по Астраханской области передавало отдельным организациям, осуществляющим прием платежей на территории Астраханской области.
С июня 2010 года УФССП по Астраханской области совершало и совершает действия по передаче базы задолженностей <данные изъяты>
По информации, представленной Сбербанком России передача базы задолженностей производится посредством программных средств VIPNet «Деловая почта» по выделенному защищенному каналу связи. Подготовленный файл с базой данных пропускается через АРМ ЭДО — клиентскую часть, подписывается ЭЦП. Электронный файл передается по VIPNet, АРМ ЭДО - «Дебют», которая располагается на стороне банка формирует квитанцию об успешной/неуспешной доставке файла. Далее, исходя из определенной маски файла, принимается системой и выкладывается на ресурс биллингового центра. В биллинговом центре файл проверяется на подлинность и корректность ЭЦП.
Согласно информации, представленной Управлением ФССП по Астраханской области, база задолженностей создается по мере необходимости отдельной программой из баз данных программного комплекса «Судебный пристав» районных и межрайонных отделов Управления. Сформированная база данных регистрируется <данные изъяты> подписывается ЭЦП и с использованием программного комплекса VipNet-клиент и программы «Деловая почта» по защищенному каналу связи в зашифрованном виде, подписанная второй ЭЦП, направляется через сеть Интернет на ПК VipNet-клиент отделения банка.
По информации Управления ФССП по Астраханской области, использование программного обеспечения VipNet-клиент ООО «Инфотекс Интернет Траст», было обусловлено тем, что программа VipNet уже имелась <данные изъяты> и в Управлении и никаких дополнительных затрат не требовалось. Для организации взаимодействия <данные изъяты> Управлению безвозмездно было передано программное обеспечение АРМ ЭДО и Sbersign. Другое программное обеспечение, которое используется банком или Управлением для обеспечения согласования получаемой и передаваемой информации с собственной информационной системой приобретается или разрабатывается сторонами самостоятельно и за свой счет.
В результате передачи Управлением ФССП по Астраханской области базы
задолженностей, <данные изъяты> получил информацию о лицах, имеющих задолженности по исполнительным производствам.
<данные изъяты> в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» оказывает услуги по кредитованию физических лиц.
Согласно Методическим рекомендациям к Положению Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) от 31 августа 1998 года № 54-П4, решение о предоставлении денежных средств рекомендуется принимать на основе анализа финансового состояния заемщика; уровня его кредито- и платежеспособности; качества и ликвидности предлагаемого заемщиком обеспечения; расчета достаточности предоставленного обеспечения по размещаемым денежным средствам с учетом причитающихся процентов и возможных издержек банка -кредитора по получении исполнения; оценки рисков, связанных с кредитованием конкретного клиента (особенно при предоставлении бланковых кредитов), в том числе анализа кредитного риска, валютного риска (при предоставлении денежных средств в иностранной валюте), отраслевого риска (анализируется состояние отрасли, к которой относится заемщик) и других рисков. Согласно Положению ЦБ РФ от 26 марта 2004 года №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам.
При формировании резерва по ссуде кредитные организации определяют размер расчетного резерва, то есть резерва, отражающего величину потерь кредитной организации по ссуде.
Источниками получения информации о рисках заемщика являются правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность, дополнительно предоставляемые заемщиком сведения, средства массовой информации и другие источники, определяемые кредитной организацией самостоятельно, (пп.3.1.1.) В примерный перечень информации для анализа финансового положения заемщика (Согласно Приложению 2 к Положению Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности") входят, в том числе: данные о просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, непогашенных в срок кредитах и займах, наличие положительной, f отрицательной) кредитной истории, вовлеченность заемщика в судебные разбирательства, вероятность открытия в ближайшем будущем или фактическое начало процедуры банкротства и (или) ликвидации заемщика, информация о выполнении заемщиком обязательств по другим договорам и перед другими кредиторами, включая задолженность перед резидентами и нерезидентами по полученным кредитам (займам, депозитам), а также обязательства по предоставленным поручительствам и (пли) гарантиям в пользу резидентов и нерезидентов, по платежам в бюджеты всех уровнен.
В базе задолженностей Управления ФССП по Астраханской области содержится информация о должнике (персональные данные), информация о сущности и размере взыскания
<данные изъяты> Управлению безвозмездно было передано программное обеспечение АРМ ЭДО и Sbersign. Другое программное обеспечение, которое используется банком или Управлением для обеспечения согласования получаемой и передаваемой информации с собственной информационной системой приобретается или разрабатывается сторонами самостоятельно и за свой счет.
Информация, содержащаяся в указанной базе, представляет собой актуальные данные по задолженностям физических лиц, подтвержденным актами судебных органов и должностных лиц органов исполнительной власти.
Передавая базу задолженностей <данные изъяты>, Управление ФССП по Астраханской области создало для данной кредитной организации возможность использования информации о подтвержденной задолженности физических лиц при формировании резервов по ссудам, то есть для снижения рисков при осуществлении банковской деятельности.
Кроме того, УФССП по Астраханской области обеспечило <данные изъяты> возможность использовать указанную базу задолженностей для приема платежей, наладив соответствующее программное обеспечение и постоянное обновление базы (актуализацию информации).
При этом, по информации <данные изъяты> программным обеспечением, позволяющим осуществлять операции по приему платежей физических лиц, является АС «Биллинг». Указанное ПО является собственной разработкой <данные изъяты> Никаких дополнительных доработок данного программного обеспечения, позволяющего принимать платежи именно в адрес УФССП по Астраханской области, не производилось.
В результате <данные изъяты> получил преимущества на рынке банковских услуг по прием и переводу денежных средств физических лиц без открытия счета, а также возможность минимизировать риски на рынке кредитования Астраханской области.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями от 27 июля 2010 года, 6 апреля 2011 года) в ведении федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов могут находиться государственные информационные системы, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы, которые являются государственными информационными ресурсами.
Согласно части 9 статьи 14 указанного Федерального закона информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября. 2009 года № 953 «Об обеспечении доступа к информации и деятельности Правительства Российской федерации и федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено поддержание государственных информационных систем в актуальном состоянии, описание условий и порядка доступа заинтересованных лиц к государственным информационным системам либо получения сведений из информационных систем.
База задолженностей Управления ФССП по Астраханской области не включена в реестр федеральных информационных систем и не введена в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 723 "О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем".
На сайте Управления ФССП по Астраханской области www.r30.fssprus.ru размещены ссылки о возможности получения только информации следующего характера: арестованное имущество на реализации; реестр должников-организаций и индивидуальных предпринимателей; телефонный справочник; реестр отделов судебных приставов; реестр физических лиц, объявленных в розыск в рамках исполнительных производств; информирование о задолженности в рамках исполнительного производства; сведения о розыске в рамках исполнительного производства автотранспортных средств должников.
При этом возможность, условия и порядок доступа к базе задолженностей не предусмотрены. <данные изъяты> в результате заключения соглашения с Управлением ФССП по Астраханской области получил доступ к базе задолженностей, которая необходима <данные изъяты> для организации приема платежей в новом формате.
Кроме того, информация о возможности оплачивать штрафы с использованием базы задолженностей в <данные изъяты> (через кассы, банкоматы и терминалы) и преимуществах оплаты через <данные изъяты> была размещена на официальном сайте Управления ФССП по Астраханской области 13 октября 2010 года. Как указано в публикации, оплата долгов через отделения и терминалы <данные изъяты> запущена в промышленную эксплуатацию в июле 2010 года, но уже позволила должникам почти по 2,5 тысячам исполнительных производств погасить задолженности на сумму <данные изъяты>.
Как следует из информации, представленной <данные изъяты>, в целях организации приема платежей физических лиц в адрес Управления ФССП по Астраханской области между <данные изъяты> и Управлением ФССП по Астраханской области заключен договор ДД.ММ.ГГГГ. Согласно установленным договором параметрам были произведены настройки используемого банком программного обеспечения, стандартные для заключения подобных договоров о приеме платежей физических лиц. Специальных/нестандартных мероприятий для реализации договора банк не проводил.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В результате заключения соглашений с Управлением ФССП по Астраханской области <данные изъяты> получает возможность увеличить доход за счет расширения списка услуг и привлечения дополнительного количества клиентов; увеличения объема принятых платежей; отсутствия расходов на рекламу — в бланке постановления о возбуждении исполнительного производства УФССП по Астраханской области содержится ссылка на необходимость (и возможность) оплаты услуг в <данные изъяты>; увеличения лояльности клиентов отсутствие ошибок в связи с доступом к достоверным данным базы задолженностей способствует увеличению количества клиентов.
Признаками ограничения конкуренции, согласно пункта 17 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условии обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Как следует из информации, представленной иными кредитными организациями, осуществляющими деятельность на территории Астраханской области, посредством устройств самообслуживания платежи в пользу Управления ФССП по Астраханской не принимались.
Кроме того, своими действиями Управление ФССП по Астраханской области поставило кредитные организации, осуществляющие деятельность на территории Астраханской области, в неравные условия со <данные изъяты>, поскольку ограничило сроки для принятия решения о заключении вышеуказанных договоров. Впоследствии типовые формы договоров на интернет-сайте Управления отсутствовали.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.
Вина должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается всей совокупностью исследованных судом доказательств по делу, указанных выше.
Поскольку состав административного правонарушения, совершенного главным судебным приставом Астраханской области ФИО1 является формальным, что свидетельствует о том, что правонарушение считается оконченным вне зависимости от наступления вредных последствий, с учетом обстоятельств и характера совершенного
10
административного правонарушения, суд законно пришел к выводу об отсутствии признаков малозначительности и невозможности освобождения лица, привлеченного к административной ответственности, от административного наказания.
Административное наказание назначено с учетом санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из представленных материалов не усматривается, что при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, должностным лицом либо судом допущены нарушения норм материального или процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 28 августа 2012 года по делу о привлечении руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области - главного судебного пристава Астраханской области ФИО1, к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1, - Калянина В.В.- без удовлетворения