Дело № 21-348/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 23 октября 2023 года
Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Б.А.Н. на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 августа 2023 года, решение прокурора г. Тюмени от 07 апреля 2023 года и определение исполняющего обязанности прокурора Ленинского АО г. Тюмени от 17 февраля 2023 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Б.А.Н. обратился в прокуратуру с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отказом Государственным казенным учреждением Тюменской области «Центр обеспечения мер социальной поддержки» (далее также – ГКУ ТО ««Центр МСП») в предоставлении ему подуслуги по выдаче справки о признании малоимущим.
Определением исполняющего обязанности прокурора Ленинского административного округа г. Тюмени П.М.Ю. от 17 февраля 2023 года в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 3.24 Кодекса Тюменской области об административной ответственности в отношении директора ГКУ ТО ««Центр МСП» К.О.Н. отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением прокурора г. Тюмени от 07 апреля 2023 года определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 17 февраля 2023 года оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением по жалобе и определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, Б.А.Н. обратился с жалобой в суд, в которой просил их отменить. Указывал, что при повторном рассмотрении его заявления о правонарушении тем же должностным лицом 17 февраля 2023 года вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 3.24 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, однако процессуальная оценка по статье 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обеспечена; также оценка его доводам не дана в решении от 07 апреля 2023 года, процессуальное решение по статье 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при повторном рассмотрении заявления не выносилось; положения законодательства, указанные в жалобе, не применены. Утверждал, прокурор приводит сведения, что государственная услуга, в предоставлении которой ранее незаконно отказано, фактически оказана в марте 2023 года, без предоставления заявителем каких-либо дополнительных документов, тем самым подтверждая, что оснований для отказа в предоставлении государственной услуги изначально не имелось. Из решения следует, что не только по заявлению от 22 ноября 2022 года, но и по заявлению от 06 сентября 2022 года в марте 2023 года выдана справка, то есть нарушение права на получение государственной услуги было неоднократным, а правонарушении совершалось повторно. Обращал внимание, государственная услуга до настоящего времени не оказана надлежащим образом, поскольку ни одна из выданных через МФЦ справок не оформлена в установленном правовыми актами порядке. Полагает, ссылки прокурора на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности не обоснованны, так как прокурор принимал решение с нарушением сроков. Указывает, прокурор г. Тюмени нарушил его процессуальные права, поскольку не известил о времени рассмотрения жалобы.
В дополнениях к жалобе в районный суд Б.А.Н., ссылаясь на выводы, изложенные в решении Тюменского областного суда от 06 марта 2023 года по аналогичному делу, просил отменить решение прокурора г. Тюмени от 07 апреля 2023 года, передав жалобу на определение от 17 февраля 2023 года на новое рассмотрение
Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 августа 2023 года определение и.о. прокурора Ленинского АО г. Тюмени от 17 февраля 2023 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.24 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, и решение прокурора г. Тюмени от 07 апреля 2023 года оставлены без изменения, жалоба Б.А.Н. - без удовлетворения.
С данным решением не согласен Б.А.Н. В жалобе в вышестоящий суд (с учетом дополнений) просит отменить решение судьи, решение прокурора г. Тюмени от 07 апреля 2023 года по жалобе на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 17 февраля 2023 года. Указывает, что рассмотрение дела судом произведено без соблюдения установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований к порядку рассмотрения жалобы; в решении не отражен факт обращения в суд с дополнениям к жалобе и изменения заявленных требований путем исключения из них вопроса об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; при этом по итогам жалобы разрешен вопрос об оставлении определения от 17 февраля 2023 года без изменения. Полагает, истечение срока давности привлечения к административной ответственности стало следствием ранее допускавшихся процессуальных нарушений. Обращает внимание, что 07 апреля 2023 года прокурором г. Тюмени жалоба рассмотрена без его извещения. Указывает, что обстоятельства рассмотрения заявления от 06 сентября 2022 года были предметом судебного разбирательства по делу <.......> от 06 марта 2023 года, в котором дана оценка применению законодательства о признании граждан малоимущими и сделан вывод, что по заявлению от 06 сентября 2022 года оснований для отказа в выдаче справки не имелось, однако суд в решении указанные обстоятельства не учел. Ссылается на допущенные судом процессуальные нарушения, выразившиеся в том, что при рассмотрении дела процессуальные права участникам производства по делу не разъяснялись, причина неявки лиц, извещенных о рассмотрении дела, не устанавливалась и вопрос о рассмотрении дела в их отсутствие не разрешался; материалы дела не исследовались.
Директор ГКУ ТО ««Центр МСП» К.О.Н. в судебное заседание Тюменского областного суда не явилась. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения дела она извещена надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представлено, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела по жалобе Б.А.Н. в порядке части 3 статьи 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Б.А.Н., настаивавшего на удовлетворении жалобы, прокурора М.Э.И., возражавшей против доводов жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, в прокуратуру Ленинского административного округа г. Тюмени 06 и 14 декабря 2022 года поступили обращения Б.А.Н. о привлечении к административной ответственности должностных лиц Государственного казенного учреждения Тюменской области «Центр обеспечения мер социальной поддержки» в связи с нарушением порядка предоставления подуслуги по выдаче справки о признании малоимущим.
Определением и.о. прокурора Ленинского АО г. Тюмени от 29 декабря 2022 года в отношении директора ГКУ ТО ««Центр обеспечения мер социальной поддержи» К.О.Н. в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением прокурора г. Тюмени от 25 января 2023 года определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 29 декабря 2022 года по жалобе Б.А.Н. отменено, материалы возвращены на новое рассмотрение прокурору Ленинского АО г. Тюмени.
Определением и.о. прокурора Ленинского АО г. Тюмени от 17 февраля 2023 года в отношении директора ГКУ ТО ««Центр обеспечения мер социальной поддержи» К.О.Н. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 3.24 Кодекса Тюменской области об административной ответственности на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением прокурора г. Тюмени от 07 апреля 2023 года жалоба Б.А.Н. об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 17 февраля 2023 года оставлена без удовлетворения.
Согласно части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пункте 1 и 3 части 1 названной статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Распоряжением Департамента социального развития Тюменской области от 17 июля 2014 года № 9-р утвержден Административный регламент предоставления Департаментом социального развития Тюменской области государственной услуги по выдаче справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими для получения государственной социальной помощи и (или) мер социальной поддержки (далее также – Административный регламент).
Согласно пункту 2 Административного регламента заявителями на получение государственной услуги (далее - заявители) являются граждане, проживающие в Тюменской области, среднедушевой доход которых (их семей) не превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Тюменской области на дату обращения за получением государственной услуги, в части получения мер социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с федеральным и региональным законодательством, в зависимости от доходов гражданина, в том числе: бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты для детей в возрасте до 3 лет (до 6 лет - в отношении многодетных семей) в размере 100% их стоимости; частичная оплата питания детей, обучающихся в общеобразовательных организациях; обеспечение бесплатными путевками в организации отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 до 17 лет (включительно); получение бесплатной юридической помощи или иной государственной помощи.
Как следует из пункта 6 Административного регламента, наименованием государственной услуги является признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в целях получения государственной социальной помощи и (или) мер социальной поддержки (далее - государственная услуга).
При этом государственная услуга включает подуслугу по выдаче справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими для получения бесплатной юридической и (или) иной государственной помощи (далее - справка).
В силу пункта 3 Административного регламента заявителями на получение подуслуги, указанной в абзаце втором пункта 6 Регламента, являются граждане или члены их семей, признанные малоимущими в соответствии с Регламентом, в пределах срока действия решения о признании их малоимущими.
Пунктом 8 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является принятие решения о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими для получения государственной социальной помощи и (или) мер социальной поддержки и внесение информации о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в Единую информационную систему социальной защиты населения Тюменской области, а в случае необходимости в соответствии с заявлением также оформление справки.
Результатом предоставления подуслуги является оформление справки (пункт 10 Административного регламента).
Результатом отказа в предоставлении подуслуги является принятие решения об отказе в оформлении справки (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 12 Административного регламента срок оформления справки или принятия решения об отказе в оформлении справки составляет 3 рабочих дня со дня регистрации заявления о предоставлении подуслуги.
Пунктом 15 Административного регламента перечислены документы, которые в обязательном порядке представляются с заявлением о предоставлении государственной услуги.
При этом пунктом 16 Административного регламента предусмотрено, что с заявлением о предоставлении подуслуги представление документов не требуется.
Согласно пункту 24 Административного регламента (в редакции, действующей на момент обращения заявителя за выдачей справки), основаниями для отказа в предоставлении подуслуги являются: а) несоответствие гражданина требованиям к заявителям, указанным в пункте 3 Регламента; б) случаи обращения за мерами социальной поддержки, указанными в абзаце четвертом пункта 12 Регламента.
В части подуслуги основанием для начала административной процедуры является регистрация заявления о предоставлении подуслуги (пункт 63 Административного регламента).
Пунктом 64 Административного регламента предусмотрено, что должностное лицо Управления, центра в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении подуслуги проверяет на основании сведений, содержащихся в Единой информационной системе органов социальной защиты населения Тюменской области, информацию о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, и готовит проект справки или проект решения об отказе в выдаче справки.
Согласно пункту 65 Административного регламента решение об отказе в предоставлении подуслуги подписывается руководителем Управления, центра в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Общий срок выполнения административной процедуры, указанной в пунктах 63 - 65 настоящего раздела, - 3 рабочих дня со дня регистрации заявления о предоставлении подуслуги (пункт 66 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 69 Административного регламента заявитель, подавший заявление в электронной форме, информируется о принятом решении через «Личный кабинет» федерального или регионального портала в течение 1 рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.
Как следует из представленных материалов, по заявлению Б.Е.С. Управлением социальной защиты населения города Тюмени и Тюменского района 06 сентября 2022 года принято решение о признании семьи Б. малоимущими для получения государственной социальной помощи и (или) мер социальной поддержки.
В связи с принятием указанного решения Б.А.Н. 22 ноября 2022 года через Единый портал госуслуг направил заявление о предоставлении подуслуги по выдаче справки о признании малоимущим.
На основании пункта 65 Административного регламента 24 ноября 2022 года руководителем ГКУ ТО ««Центр МСП» К.О.Н. отказано в предоставлении справки по причине несоответствия гражданина требованиям к заявителям, указанным в пункте 3 Административного регламента (по данным информационной системы органов социальной защиты населения Тюменской области заявитель или члены его семьи не признаны малоимущими для получения бесплатной юридической помощи и (или) иной государственной помощи с расчетом среднедушевого дохода за 3 месяца, предшествующих месяцу подачи заявления).
Не соглашаясь с отказом в выдаче справки, Б.А.Н. обратился в прокуратуру с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении. При этом заявитель указывал на незаконность решения ГКУ ТО ««Центр МСП», поскольку для получения подуслуги не требуется подавать сведения о доходах ни за 3 месяца, ни за иной период. Обращал внимание, что целью получения справки являлось освобождение от судебных издержек, что не совпадает с целью, указанной в решении об отказе в выдаче справки.
В соответствии с частью 1 статьи 3.24 Кодекса Тюменской области об административной ответственности нарушение установленного нормативными правовыми актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, повлекшее непредоставление государственной или муниципальной услуги заявителю либо предоставление государственной или муниципальной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, и.о. прокурора Ленинского АО г. Тюмени, а также при проверке указанного процессуального решения прокурор г. Тюмени не усмотрели в действиях руководителя ГКУ ТО «Центр МСП» К.О.Н. нарушений установленного порядка представления государственной услуги по заявлению Б.А.Н., образующих состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.24 Кодекса Тюменской области об административной ответственности.
Между тем, прокурорами при принятии процессуальных решений не дана всесторонняя оценка соблюдению должностными лицами ГКУ ТО «Центр МСП» пунктов 3, 24 Административного регламента, предусматривающими исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении подуслуги. Также не учтено, что пунктом 16 Регламента предусмотрено, что с заявлением о предоставлении подуслуги представление документов не требуется. При этом сведения о признании семьи Б. малоимущей имелись в Единой информационной системе социальной защиты населения Тюменской области.
Кроме того, отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении по заявлению Б.А.Н. о допущенных нарушениях при оказании ему подуслуги по выдаче справки по обращению от 22 ноября 2022 года, прокурор дал также оценку действиям должностных лиц ГКУ ТО «Центр МСП» по факту обращения Б.А.Н. за выдачей справки 06 сентября 2022 года. Между тем по данному факту имеется вступившее в законную силу определение заместителя прокурора г. Тюмени М.В.В. от 31 октября 2022 года об отказе в возбуждении дела об административном правонаушении.
Таким образом, выводы относительно действий должностных лиц ГКУ ТО «Центр МСП» при оказании подуслуги по выдаче справки по заявлению Б.А.Н. от 06 сентября 2022 года подлежат исключению из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 17 февраля 2023 года, решения прокрора г. Тюмени от 07 апреля 2023 года и решения Центрального районного суда г. Тюмени от 31 августа 2023 года.
Однако, оснований для отмены определения и.о. прокурора Ленинского административного округа г. Тюмени от 17 февраля 2023 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, решения прокурора г. Тюмени от 07 апреля 2023 года и решения судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 августа 2023 года не имеется.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица ГКУ ТО «Центр МСП» за административное правонарушение, предусмотренное 1 статьи 3.24 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, в настоящее время истек.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица, в отношении которого отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Доводы Б.А.Н. о допущенных прокурором г. Тюмени и судьей Центрального районного суда г. Тюмени при рассмотрении его жалоб процессуальных нарушениях также не могут повлечь отмену состоявшихся решений.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Поскольку производство по делу об административном правонарушении по заявлению Б.А.Н. не возбуждалось, оснований для его вызова при рассмотрении жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении у прокурора г. Тюмени не имелось.
Вопреки позиции Б.А.Н., обращаясь в районный суд с жалобой на состоявшиеся процессуальные решения, заявитель просил об отмене определения и.о. прокурора Ленинского АО г. Тюмени от 17 февраля 2023 года и решения прокурора г. Тюмени от 07 апреля 2023 года. При этом в поданном в районный суд 31 августа 2023 года дополнении к жалобе, содержащем просьбу об отмене решения прокурора г. Тюмени, Б.А.Н. от требований по оспариванию определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не отказывался, письменных ходатайств по этому поводу не заявлял.
При таких данных судом обоснованно осуществлена проверка законности определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 17 февраля 2023 года и решения прокурора г. Тюмени от 07 апреля 2023 года, оставившего указанное определение без изменения.
При этом, ввиду приведенных обстоятельств, учитывая истечение срока давности привлечения к административной ответственности, поводов для отмены определения и.о. прокурора Ленинского административного округа г. Тюмени от 17 февраля 2023 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также решения прокурора г. Тюмени от 07 апреля 2023 года у судьи районного суда не имелось.
Полагаю, что существенных нарушений процессуальных требований, влекущих безусловную отмену обжалуемого Б.А.Н. решения судьи районного суда не допущено, а потому оснований для отмены решения не имеется.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы Б.А.Н. и отмены решения судьи, решения прокурора г. Тюмени и определения и.о. прокурора Ленинского АО г. Тюмени об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 31 августа 2023 года, решение прокурора г. Тюмени от 07 апреля 2023 года и определение исполняющего обязанности прокурора Ленинского АО г. Тюмени от 17 февраля 2023 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 3.24 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, в отношении директора Государственного казенного учреждения Тюменской области «Центр обеспечения мер социальной поддержки» К.О.Н. оставить без изменения, жалобу Б.А.Н. - без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина