Судья Дроздов С.А. Дело № 21-349/2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Смоленского областного суда Холикова Е.А. при секретаре Зуйковой А.А., рассмотрев жалобы временно исполняющего обязанности руководителя Смоленского УФАС России ФИО1 и ФИО2 на решение судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 4 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя контрактной службы АО «Авангард» ФИО2,
установил:
постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 10 июля 2019 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении руководителя контрактной службы АО «Авангард» ФИО2 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместителем Сафоновского межрайонного прокурора подан протест на указанное постановление.
Решением судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 4 сентября 2019 года постановление должностного лица о прекращении дела об административном правонарушении отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области.
В жалобе лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, руководитель контрактной службы АО «Авангард» ФИО2 просит производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Обращает внимание на то, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО2 не возбуждалось.
В жалобе должностное лицо, вынесшее постановление о прекращении дела об административном правонарушении, временно исполняющий обязанности руководителя Смоленского УФАС России ФИО1 полагает решение судьи подлежащим отмене, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в действиях ФИО2 Ссылается на то, что в должностной инструкции руководителя контрактной службы ФИО2 указано, что она осуществляет руководство структурным подразделением. Кроме того, у нее отсутствует электронно-цифровая подпись, необходимая для подписания и дальнейшего размещения отчета на официальном сайте. Электронно-цифровая подпись имелась только у генерального директора АО «Авангард» Е.Э.Б. и никому не передавалась.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, руководителя контрактной службы АО «Авангард» ФИО2 и ее защитника Сафоновой И.В., представителя должностного лица, вынесшего постановление о прекращении дела об административном правонарушении, временно исполняющего обязанности руководителя Смоленского УФАС России ФИО1 – ФИО3 в поддержание доводов жалоб, возражения представителя Сафоновского межрайонного прокурора – прокурора Заболоцкой И.В. против удовлетворения жалоб, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ наступает за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, - и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
Порядок подготовки отчета, указанного в ч. 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета установлены постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 «О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 44-ФЗ должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.ч. 2 и 3 ст. 2 указанного закона.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения прокурора Смоленской области от (дата) № Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «Авангард» требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В ходе указанной проверки установлено, что зарегистрированным в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) заказчиком АО «Авангард» размещен отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за (дата) (дата) , то есть с нарушением срока, установленного ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ.
(дата) заместителем Сафоновского межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица руководителя контрактной службы АО «Авангард» ФИО2, которое вместе с материалами проверки направлено руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области.
Должностным лицом Смоленского УФАС установлено, что отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций был сформирован и подписан генеральным директором АО «Авангард» (дата) , но размещен из-за возникновения технической ошибки (дата) , т.е. при образовании возможности, однако с нарушением срока размещения отчета.
Согласно п. 2.1.1 должностной инструкции №, утвержденной заместителем генерального директора по коммерческим вопросам АО «Авангард» Е.В.А.(дата) , руководитель контрактной службы АО «Авангард» обязан контролировать размещение в ЕИС необходимых документов и информации в соответствии с требованиями законодательства в сфере закупок.
Пунктом 2.1.2 должностной инструкции специалиста по закупкам контрактной службы №, утвержденной заместителем генерального директора по коммерческим вопросам АО «Авангард» Е.В.А.(дата) , обязанности по размещению в ЕИС документации о закупках и проектов контрактов, внесению изменений в документацию о закупках возложена на специалиста по закупкам.
Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций был размещен в ЕИС специалистом по закупкам АО «Авангард» (дата)
Постановлением временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от (дата) дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО2 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку сведения о том, что на ФИО2 возложена обязанность по размещению отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в ЕИС в материалах дела отсутствуют.
Отменяя постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено должностным лицом Смоленского УФАС России преждевременно, без всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ должен был быть размещен АО «Авангард» до (дата) .
При вынесении постановления должностным лицом Смоленского УФАС России не принято во внимание то, что доверенность на право размещения информации, подлежащей размещению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, была выдана генеральным директором АО «Авангард» (дата) специалисту по закупкам (дата) только (дата) , то есть за сроком, установленным законом для размещения указанной информации.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом Смоленского УФАС России не были истребованы трудовые договоры, заключенные с руководителем контрактной службы АО «Авангард» ФИО2 и специалистом по закупкам (дата) , положение (регламент) о контрактной службе АО «Авангард».
Вывод о том, что на руководителя контрактной службы АО «Авангард» ФИО2 не возложена обязанность по размещению отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, является преждевременным.
Обязанность специалиста по закупкам по размещению в ЕИС отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в п. 2.1.2 должностной инструкции №, утвержденной заместителем генерального директора по коммерческим вопросам АО «Авангард» (дата) (дата) , не содержится, что не получило надлежащей оценки должностного лица при рассмотрении дела.
Подлежат оценке и доводы ФИО2 об отсутствии у нее электронной подписи для размещения в ЕИС отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляющий один год со дня совершения административного правонарушения, т.е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности, не истек.
При новом рассмотрении дела должностному лицу необходимо устранить допущенные нарушения процессуальных требований, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
решил:
решение судьи Сафоновского районного суда Смоленской области от 4 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя контрактной службы АО «Авангард» ФИО2 оставить без изменения, а жалобы временно исполняющего обязанности руководителя Смоленского УФАС России ФИО1 и ФИО2 – без удовлетворения.
Судья Е.А. Холикова