ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-349/2016 от 18.08.2016 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья О.С. Куликова Дело №21-349/2016

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 18 августа 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Н.Р. Мостовенко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя заместителя руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Крымскому федеральному округу ФИО4 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 марта 2016 года, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на постановление о привлечении генерального директора ООО «Маглив» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу от 24 ноября 2016 года №04-09/118-1 генеральный директор ООО «Маглив» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Маглив» ФИО1 обжаловал его в судебном порядке.

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 марта 2016 года жалоба генерального директора ООО «Маглив» ФИО1 удовлетворена, постановление о назначении административного наказания от 24 ноября 2016 года №04-09/118-1 отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава в его действиях состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым в порядке, предусмотренном статьей 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, представитель заместителя руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Крымскому федеральному округу ФИО4 просит об отмене вышеназванного решения и возврате дела на новое судебное рассмотрение.

Жалоба мотивирована тем, что при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, приказы Росалкогольрегулирования от 23.08.2012г. №231 и от 05.08.2013г. №198 носят обязательный характер и распространяются на неопределенный круг лиц. Статья 15.13 КоАП РФ приведена в обжалуемом решении применена в старой редакции. Утверждение суда о том, то Управлением не доказан факт содержания недостоверных данных противоречит материалам дела. Вывод суда о том, что Управлением не проведено административное расследование по делу и свидетельствует об отсутствии доказательств по делу, не соответствует действительности, поскольку определением от 28.09.2015г. было возбуждено дело об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель МРУ Росалкогольрегулирования по Крымскому федеральному округу по доверенности от 31 декабря 2015 года №21, ФИО5 поддержала доводы жалобы.

Представитель генерального директора ООО «Маглив» ФИО1 по доверенности от 4 августа 2016 года, ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражала.

Суд, заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 15.13 КоАП РФ установлено, что искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 17.04.2015г. ООО «Маглив» предоставило Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка декларации за 1 квартал 2015 года по формам приложений № 1,23,4,5.6.7 и 1 1 к Правилам предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 №815 «О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей».

По результатам анализа сведений, отраженных в предоставленных обществом декларациях по соответствующим формам. Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу были установлены несоответствия сведений, а именно:

- оборота алкогольной продукции путем не отражения сведений (отгрузки) в декларации по форме № 3 к Правилам в объеме (код 229) – 14 847.73 дал. (код 280) -2 341.1 дал.;

- объемов производства алкогольной продукции за 1 квартал 2015 года в сторону занижения в декларации по форме № 3 к Правилам в общем объеме 19 955 дал.;

- остатков алкогольной продукции в декларации по форме № 3 на начало отчетного периода с данными на конец отчетного периода в объеме (код 229) - 403,135 дал, (код 280) — 1.2 дал.

- остатков этилового спирта в декларации по форме № 1 на начало отчетного периода с данными на конец отчетного периода в объеме 1 370,665 дал.

12 ноября 2015 года главным специалистом-экспертом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому федеральному округу, референтом государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса ФИО7 в присутствие генерального директора ООО «Маглив» составлен протокол №04-09/118 об административном правонарушении.

Как усматривается из содержания данного протокола об административном правонарушении, при анализе сведений, отраженных ООО «Маглив» п декларациях по формам приложений №№ 1,2, 3. 4. 5. 6. 7 и 11 к Правилам за 1 квартал 2015 года, установлены несоответствия сведений, а именно:

- в декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма Приложения № 6 к Правилам) за I квартал 2015 года ООО «Маглив» отразило поставку алкогольной продукции (код 280, 229) в адрес контрагентов, а в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма декларации № 3 к Правилам) отгрузка потребителям за 1 квартал 2015 года не отражена. В декларации по форме приложения № 3 к Правилам сведения об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции отсутствуют. Отклонение составляет (код 280) - 2341.1 дал, (код 229) - 14847.73 дал. Всего 17188.83 дал;

- в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма Приложения № 3 к Правилам) за 1 квартал 2015 года ООО «Маглив» сведения об объемах производства не отразило, в то время как в декларации об использовании мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (форма Приложения № 10 к Правилам) отражены сведения об объеме произведенной продукции за отчетный период в следующих объемах: (код 229) 16915 дал, (код 280) - 3040 дал. Отклонение в общем объеме 19955 дал;

- в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма Приложения № 3 к Правилам) за 1 квартал 2015 года ООО «Маглив» сведения об остатках алкогольной продукции па начало квартала не отразило, в то время как в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (форма Приложения № 3 к Правилам) за 4 квартал 2014 года сведения об остатках алкогольной продукции на конец отчетного периода отражены: (код 229) -403,135 дал. (код 280) - 1,2 дал. Общее отклонение — 404,335 дал.;

- в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта (форма Приложения № I к Правилам) за 1 квартал 2015 года ООО «Маглив» сведения об остатках этилового спирта на начало квартала не отразило, в то время как в декларации об объеме производства и оборота этилового спирта (форма Приложения № 1 к Правилам) за 4 квартал 2014 года сведения об остатках этилового спирта па конец отчетного периода отражены в объеме (код 110) - 1370.665 дал. Отклонение - 1370,665 дал.;

По данным фактам 28 сентября 2015 года было возбуждено дело об административном правонарушении и начало административное расследование №04-09/118 по ст. 15.13 КоАП РФ.

Постановлением Заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Крымскому Федеральному округу от 24 ноября 2016 года №04-09/118-1 генеральный директор ООО «Маглив» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.

Порядок представления деклараций и форма деклараций установлен Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012г. №815 «О представлении декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (наряду с Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей).

Положением о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009г. №154, Росалкогольрегулирование наделено полномочиями самостоятельно принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок заполнения деклараций об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, а также формат представления в электронной форме деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012г. №231 утвержден Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производительных мощностей.

Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013г. №198 утвержден формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производительных мощностей.

Таким образом, при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вышеуказанные нормативные правовые акты носят обязательный характер и распространяются на неопределенный круг лиц.

Согласно п. 21 Правил, при предоставлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

На основании пункта 15 Правил, декларации представляются ежеквартально, не позднее 20- го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно п. 20 Правил при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).

Во время проведения проверки деятельности организации (индивидуального предпринимателя) уполномоченными органами организация (индивидуальный предприниматель) не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в обжалуемом решении суд первой инстанции к спорным правоотношениям применил закон в недействующей редакции, что является недопустимым, а именно: ст. 15.13 КоАП РФ, отмененную Федеральным законом от 23.12.2013 № 365-ФЗ. Ранее статья содержала в себе норму - «заведомо искажённых данных», новая редакция данной статьи содержит норму - «искажение информации» - действующая на момент совершения правонарушения формулировка.

Также, суд первой инстанции, удовлетворяя жалобу должностного лица, не установил, каковы причины ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Утверждение в решении суда о том, что Управлением не доказан факт содержания недостоверных данных противоречит материалам дела.

Несоответствие данных, содержащихся в различных приложениях к одной декларации доказывает, что как минимум в одной из форм приложения к декларации содержатся недостоверные данные.

Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи» (пункт 16 Правил).

Таким образом, право выбора поставщика программного обеспечения, а также самого программного обеспечения предоставлены декларантам. Следовательно, ответственность за надлежащую работу используемого программного обеспечения возложена непосредственно участников алкогольного рынка.

С учетом существующей обязанности подачи деклараций надлежащим образом и возможности выбора программного обеспечения самим декларантом, ответственность за надлежащую работу соответствующих программ возложена именно на участника алкогольного рынка, подающего декларации.

Кроме того, вывод суда о том, что Управлением не проведено административное расследование по делу и свидетельствует об отсутствии доказательств по делу, не соответствует действительности, поскольку определением от 28.09.2015 года возбуждено дело об административном правонарушении и начато административное расследование.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Таким образом, материалами дела опровергаются доводы заявителя – должностного лица, которым не была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, доводы заявителя заслуживают внимания.

Вышеуказанные процессуальные нарушения являются существенными, повлекшими за собой невозможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При указанных обстоятельствах судебное решение подлежит отмене, с направлением дела на новое судебное рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу представителя заместителя руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Крымскому федеральному округу ФИО4 – удовлетворить.

Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 марта 2016 года - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.

Судья (подпись) Н.Р. Мостовенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>