Дело № 21-35 Судья – Дулов Е.Ю. |
РЕШЕНИЕ
по протесту на решение судьи
по делу об административном правонарушении
г. Мурманск | 19 февраля 2018 года |
Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев протест Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО1 на решение судьи Полярного районного суда Мурманской области от 19 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области * от _ _ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – акционерного общества «Специальная производственно-техническая база ЗВЕЗДОЧКА» (далее - АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА»), возбужденному на основании постановления заместителя Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Указанное постановление обжаловано в судебном порядке.
Решением судьи Полярного районного суда Мурманской области от 19 декабря 2017 года постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, протест Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах без удовлетворения.
В протесте, поданном в Мурманский областной суд, Мурманский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить, возвратив дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Приводит довод о том, что АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» осуществляет деятельность по сервисному обслуживанию, модернизации, монтажу и пуско-наладке вооружения и военной техники, является исполнителем по выполнению государственного оборонного заказа, основная доля акций АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА», то есть более 50%, находится в федеральной собственности, в связи с чем на него распространяются требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Находит, что АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» является дочерним хозяйствующим обществом в уставном капитале, которого более 50% долей в совокупности принадлежит хозяйственным обществам, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит государственной корпорации, в уставном капитале которой доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50%, в связи с чем соответствует требованиям пункта 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Отмечает, что акционером АО «***» является РФ с долей участия 100 %, АО «***» является дочерней компанией АО «***», с долей в уставном капитале – 100 %, АО «***» входит в состав АО «***» (доля РФ – 31,74%, доля АО «***» - 68,25%), в связи с чем в уставном капитале АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» более 50 % долей в совокупности принадлежат Российской Федерации.
Полагает недопустимыми разъяснения Минэкономразвития от 31.03.2017 и письмо от _ _ №..., поскольку орган не наделен полномочиями по разъяснению действующего законодательства.
В судебное заседание не явились законный представитель АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА», защитник Гончаренко С.А., представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, выслушав помощника Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО2, поддержавшую протест, защитника АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА») ФИО3, полагавшую протест прокурора не подлежащим удовлетворению, оценив доводы протеста, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2).
В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (часть 5).
Пунктом 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908, размещение плана закупки в единой информационной системе осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Как следует из материалов дела, в период с марта по апрель 2017 года Мурманской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведена проверка исполнения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе при осуществлении закупок у поставщиков с целью исполнения государственного оборонного заказа в отношении АО «СПТБ «ЗВЕЗДОЧКА».
В ходе проверки установлено, что АО «СПТБ «ЗВЕЗДОЧКА» является дочерним обществом АО «***», которое является единственным акционером - владельцем 100 % акций АО «СПТБ «ЗВЕЗДОЧКА».
В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации № 394 от 21 марта 2007 года «Об открытом акционерном обществе «Объединенная судостроительная корпорация» «Центр судоремонта «Звездочка» наряду с другими предприятиями преобразовано из федерального государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности, с последующим внесением 100 процентов акций минус одна акция каждого из них в качестве вклада Российской Федерации в уставной капитал открытого акционерного общества «Северный центр судостроения и судоремонта».
Согласно подпункту «б» пункта 1 данного Указа Президента Российской Федерации на правах дочерних акционерных обществ открытого акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" учреждено открытое акционерное общество «Северный центр судостроения и судоремонта», 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности, с внесением в качестве вклада Российской Федерации в его уставной капитал находящихся в федеральной собственности 100 процентов акций минус одна акция открытого акционерного общества «Конструкторское бюро «Рубин-Север».
_ _ на электронной площадке «Фабрикант» АО «СПТБ «ЗВЕЗДОЧКА» размещена информация о проведении закупок * и * от _ _ услуг механической обработки деталей, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора.
При этом АО «СПТБ «ЗВЕЗДОЧКА» план закупок на _ _ , а также информация о проведении закупок * и * от _ _ , в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора в единой информационной системе не размещены.
Усматривая в бездействии АО «СПТБ «ЗВЕЗДОЧКА», более 50% акций которой находится в федеральной собственности, нарушение требований частей 2 и 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, заместитель Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах _ _ вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, которое пришло к выводу, что АО «СПТБ «ЗВЕЗДОЧКА» не относится к организациям, перечисленным в пунктах 1-4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в связи с чем положения указанного закона на Общество не распространяются.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связь с отсутствием события административного правонарушения.
Проверяя обоснованность прекращения производства по делу об административном правонарушении, обсудив установленные по делу фактические данные, судья районного суда согласился с выводом должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области о наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица органа административной юрисдикции и судьи районного суда не имеется.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действовавшей на момент совершения инкриминированного правонарушения – 01.01.2017) устанавливал общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;
3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;
4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Приведенный перечень лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, является исчерпывающим.
Дочерним хозяйственным обществом в понимании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ может быть только хозяйственное общество, в уставном капитале которого более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 или 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ организациям.
Приказом ФАС России от 16.06.2014 N 390/14 утвержден Порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли участия дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ (далее Порядок), которым установлено, что определение совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, юридических лиц, указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, осуществляется по формулам (1), (2), (3) на основании сведений, содержащихся, в том числе в выписке из реестра акционеров акционерного общества, выписке по счету депо, списке участников общества с ограниченной ответственностью, ведение которого предусмотрено частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (пункт 6 Порядка).
Совокупная доля участия юридических лиц, указанных в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ определяется путем суммирования долей участия всех юридических лиц, указанных в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ.
Согласно выписке из реестра * от _ _ , содержащей точное указание на количество акций, единственным акционером АО "СПТБ "ЗВЕЗДОЧКА" с долей участия 100% в уставном капитале является АО "***". АО "СПТБ "ЗВЕЗДОЧКА" является дочерним обществом АО "***", доля Российской Федерации в уставном капитале АО "СПТБ "ЗВЕЗДОЧКА" составляет 0%.
Из списка владельцев ценных бумаг с информацией о размере процентов от уставного капитала эмитента по состоянию на _ _ видно, что основным акционером АО "***" является АО "***" с долей участия 68,26%, доля Российской Федерации в уставном капитале АО "***" составляет 31,74% (менее 50%).
Согласно списку лиц, осуществляющих права по ценным бумагам (право на участие во внеочередном: общем, собрании акционеров), сформированному по состоянию на _ _ , единственным акционером АО "***" с долей 100% в его уставном капитале является АО "***", доля Российской Федерации в уставном капитале АО "***" составляет 100%.
Сведений о том, что одно из хозяйственных обществ является государственной корпорацией, не имеется, а доля участия Российской Федерации в уставном капитале единственного акционера АО "СПТБ "ЗВЕЗДОЧКА" - АО "***" – менее 50 % (31,74%), оставшаяся доля принадлежит акционерному обществу.
Приведенный в протесте прокурором расчет совокупной доли уставного капитала, основанный на учете всех хозяйственных обществ, уставный капитал которых включает более 50 %, принадлежащих Российской Федерации, не соответствуют Порядку, определенному Приказом ФАС России от 16.06.2014 N 390/14, а также понятию дочернего хозяйственного общества в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
В силу части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения (пункт 1).
Поскольку АО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» не относится к лицам, перечисленным в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, требования к проведению закупок которыми установлены указанным федеральным законом, административный орган и судья пришли к обоснованному выводу об отсутствии события административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Иные доводы протеста не являются состоятельными, они противоречат установленным фактическим обстоятельствам дела, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены состоявшихся актов.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области № 06-12/17-23А от 05 октября 2017 года, решение судьи Полярного районного суда Мурманской области от 19 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, протест Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда А.П. Синица