ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-352 от 07.06.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Строганова Е.В. Дело № 21-352

РЕШЕНИЕ

07 июня 2018 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,

при секретаре Анненковой Ж.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Карасева А.А. на решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 02 апреля 2018 года и постановление государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 12 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении исполняющего обязанности директора филиала «Шиханы» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии» (далее - филиал ФГУП «ГосНИИОХТ» «Шиханы») Карасева А.А.,

установил:

постановлением государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 12 февраля 2018 года , оставленным без изменения решением судьи Вольского районного суда Саратовской области от 02 апреля 2018 года, и.о. директора филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Шиханы» Карасев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Административное правонарушение выразилось в том, что в ходе контроля (надзора) за соблюдением требований в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте - Площадка производства и уничтожения продуктов органического синтеза филиала «Шиханы» (рег. № А01-083870010, I класс опасности), принадлежащего ФГУП «ГосНИИОХТ», установлено, что Временный технологический регламент на проведение дегазационных работ корпусов комплекса 21-26 филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Шиханы», утвержденный генеральным директором ФГУП «ГосНИИОХТ» 29 декабря 2007 года и директором филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Шиханы» 28 декабря 2007 года, и Временный технологический регламент для установки термического обезвреживания жидких отходов производственного корпуса 27, утвержденный генеральным директором ФГУП «ГосНИИОХТ» в 2011 году, не соответствуют требованиям Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказами Ростехнадзора.

В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, Карасев А.А., просит постановленные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, что и в первоначальной жалобе в районный суд. Полагает, что выводы должностного лица и судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, большинство нарушений вменено формально без учета особенностей и специфики технологических регламентов. Обращает внимание на отсутствие причинения вреда чьим-либо интересам и последствий, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных отношений. Ссылается на нарушение должностным лицом срока составления протокола об административном правонарушении, а также указывает, что у Ростехнадзора отсутствовали законные основания для проведения проверки.

В судебном заседании Карасев А.А. доводы жалобы поддержал.

Государственный инспектор отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Демина Н.А. в судебном заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не представил, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав Карасева А.А., проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ), в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3).

Статьей 9 Закона № 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в частности, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 3.1 статьи 14 Закона № 116-ФЗ декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь: в случае истечения десяти лет со дня внесения в реестр деклараций промышленной безопасности последней декларации промышленной безопасности; в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте; в случае изменения требований промышленной безопасности; по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Приказом Ростехнадзора от 31 декабря 2014 года № 631 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств», которые устанавливают обязательные требования к технологическим регламентам химико-технологических производств опасных производственных объектов на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются (утилизируются, переводятся в иную форму) опасные вещества, в том числе токсичные, высокотоксичные и представляющие опасность для окружающей среды, а также способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси (далее - опасные вещества) (пункт 1).

В соответствии с названными Требованиями раздел «Общая характеристика производства» должен содержать: полное наименование производства; год ввода в эксплуатацию; мощность производства (проектная и достигнутая на момент составления регламента); количество технологических линий (потоков), стадий и их названия; метод производства; организации, выполнявшие проектную документацию; организация, выполнявшая функции генерального проектировщика; организация - разработчик технологической части проектной документации; организация - разработчик технологического процесса; сведения о реконструкции (осуществлялась ли реконструкция производства, в каком году, название проектной документации, какой организацией выполнена проектная документация реконструкции и по разработкам какой организации) (пункт 14).

Для составления материального баланса приводится схема с указанием всех входящих и выходящих потоков, с нанесением на нее всех основных стадий и переделов, меняющих качественные и количественные показатели технологических потоков (пункт 30).

Нормы расхода основных видов сырья, материалов и энергоресурсов следует приводить в виде таблицы (таблица 2). При выпуске по одному технологическому регламенту нескольких видов продукции в таблице делаются разделительные подзаголовки: наименование продукта и учетная единица. Необходимо указывать учетную единицу выпускаемой продукции (пункт 32).

Необходимо составить перечень параметров стадий процесса, управление которыми в ручном режиме запрещается (пункт 39). Для взрывоопасных технологических процессов необходимо указать системы противоаварийной автоматической защиты, предупреждающие возникновение аварийной ситуации при отклонении от предусмотренных регламентом предельно допустимых значений параметров процесса во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние по заданной программе (пункт 40). Средства автоматики, используемые по плану мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, должны быть определены особо (например, выделением отсекателей на технологических потоках (жирным шрифтом, иным цветом, кругом), а также текстом в правом верхнем углу технологической схемы) (пункт 41).

Лист подписей технологических регламентов оформляется подписями: главного инженера организации (технического директора, директора по производству); начальника производственно-технического (технического) отдела организации; начальника производства; начальника цеха; начальника отдела технического контроля (пункт 66).

Под грифом «согласовано» подписывают: руководитель службы управления системой промышленной безопасности на опасных производственных объектах I и II классов опасности или руководитель службы производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах III и IV классов опасности; заместитель руководителя организации по охране окружающей среды; главный механик и главный энергетик организации; главный метролог организации; начальник центральной лаборатории организации (пункт 67).

Все утвержденные изменения подлежат регистрации в «Листе регистрации изменений и дополнений» (приложение № 7 к Федеральным нормам и правилам) лицом, ответственным за нормативную и техническую документацию структурного подразделения, где хранятся подлинник или копии. На титульном листе технологического регламента, в который были внесены изменения (дополнения), ниже названия регламента ответственный делает надпись «С изменением и дополнением № ___», указывая номера и даты приказа о введении в действие изменения (дополнения) и заверяя ее своей подписью. На листах технологического регламента в тексте рядом с измененными (дополненными) пунктами ставится знак «*изм.1» (первое изменение), «*изм.2» (второе изменение) и так далее без указания даты утверждения изменения и проставления подписи (пункт 87).

Приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 года № 96, утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», согласно пункту 6.1.6 которых средства автоматики, используемые по ПМЛА, должны быть обозначены по месту их установки и указываются в технологическом регламенте на производство продукции и инструкциях.

Пунктом 29 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года № 559, установлено, что ведение технологических процессов осуществляют в соответствии с технологическими регламентами на производство продукции, утвержденными организацией, эксплуатирующей ХОПО.

Технологический регламент на производство продукции - основной технический документ, определяющий оптимальный технологический режим, порядок проведения операций технологического процесса, обеспечивающий выпуск продукции требуемого качества, безопасные условия эксплуатации производства. Технологический регламент на производство продукции разрабатывают на основании документации на ХОПО.

Внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в документацию на ХОПО, согласованных с разработчиком документации или с организацией, специализирующейся на разработке документации для аналогичных объектов, при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности разработанной документации, а в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, - положительного заключения экспертизы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Внесенные изменения не должны отрицательно влиять на работоспособность и безопасность всей технологической системы в целом.

Из материалов дела следует, что филиал ФГУП «ГосНИИОХТ» «Шиханы» эксплуатирует опасный производственный объект - Площадку производства и уничтожения продуктов органического синтеза (рег. № А01-083870010, I класс опасности).

В ходе проведения мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований в области промышленной безопасности установлено, что Временный технологический регламент на проведение дегазационных работ корпусов комплекса 21-26 филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Шиханы», утвержденный генеральным директором ФГУП «ГосНИИОХТ» 29 декабря 2007 года и директором филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Шиханы» 28 декабря 2007 года, не соответствует приведенным выше требованиям Закона № 116-ФЗ и федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказами Ростехнадзора:

- в разделе «Общая характеристика производства» отсутствует необходимая информация (количество технологических линий (потоков), стадий и их названия; организации, выполнявшие проектную документацию; организация, выполнявшая функции генерального проектировщика; организация - разработчик технологической части проектной документации; организация - разработчик технологического процесса; сведения о реконструкции);

- в разделе «Материальный баланс» для составления материального баланса не приведена схема с указание всех входящих и выходящих потоков, с нанесением на нее всех основных стадий и переделов, меняющих качественные и количественные показатели технологических потоков;

- раздел «Нормы расхода основных видов сырья, материалов и энергоресурсов» оформлен не в соответствии с таблицей № 2, указанной в пункте 32 Требований к технологическим регламентам химико-технологических производств;

- в разделе «Контроль производства и управления технологическим процессом» отсутствует перечень параметров стадий процесса, управление которыми в ручном режиме запрещается; не указаны системы противоаварийной автоматической защиты, предупреждающие возникновение аварийной ситуации при отклонении от предусмотренных регламентом предельно допустимых значений параметров процесса во всех режимах работы и обеспечивающие безопасную остановку или перевод процесса в безопасное состояние по заданной программе; средства автоматики, используемые по плану мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, не определены особо (например, выделением отсекателей на технологических потоках (жирным шрифтом, иным цветом, кругом), а также текстом в правом верхнем углу технологической схемы).

- Лист подписей не содержит название и номер регламента; под грифом «согласовано» отсутствуют подписи главного механика и главного энергетика организации; начальника центральной лаборатории организации;

- Лист регистрации изменений и дополнений оформлен не в соответствии с приложением № 7 к Требованиям к технологическим регламентам химико-технологических производств.

Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение приведенных выше норм и правил в области промышленной безопасности в разделе «Контроль производства и управления технологическим процессом» Временного технологического регламента для установки термического обезвреживания жидких отходов производственного корпуса 27, утвержденного генеральным директором ФГУП «ГосНИИОХТ» в 2011 году, отсутствует перечень параметров стадий процесса, управление которыми в ручном режиме запрещается.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом Нижне-Волжского управления Ростехнадзора руководителя филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Шиханы» - и.о. директора Карасева А.А. к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Факт совершения Карасевым А.А. вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и его вина подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, находящихся в материалах дела. Противоречий представленные в материалы дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

Нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении, на что указано в жалобе, является несущественным недостатком, поскольку этот срок не является пресекательным.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у должностного лица реальной возможности соблюдать требования промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации опасных промышленных объектов в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

При таком положении судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях и.о. директора филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Шиханы» Карасева А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и законности постановления государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 12 февраля 2018 года .

Данные выводы правильно основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Административное наказание назначено должностному лицу Карасеву А.А. по минимуму санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения,
его личности, имущественного положения, при отсутствии обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, отвечает принципу справедливости и целям административного наказания.

Довод жалобы о том, что у Ростехнадзора отсутствовали законные основания для проведения проверки, являются необоснованными.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), которым установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Из материалов дела следует, что основанием для проведения проверки филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Шиханы» явились приказ руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 19 сентября 2016 года «Об утверждении графика проведения мероприятий по контролю в отношении объекта «Площадка производства и уничтожения продуктов органического синтеза филиала «Шиханы», в соответствии с которым проведение проверки запланировано на ноябрь 2017 года, и приказ врио руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 20 июля 2017 года «О назначении должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный контроль».

Согласно акту проверки от 27 декабря 2017 года проверка в отношении юридического лица начата 30 ноября 2017 года.

Каких-либо нарушений требований Закона № 294-ФЗ со стороны должностных лиц Нижне-Волжского управления Ростехнадзора при проведении в отношении филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Шиханы» проверки не установлено.

Иные доводы жалобы сводятся к неправильному толкованию ее автором норм действующего законодательства, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в судебном решении.

Существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем оснований к отмене или изменению обжалуемых актов не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 02 апреля 2018 года и постановление государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса по Саратовской области Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении в отношении исполняющего обязанности директора филиала «Шиханы» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии» Карасева А.А. оставить без изменения, жалобу Карасева А.А. - без удовлетворения.

Судья Г.А. Желонкина