ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-352/2016 от 06.04.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

7-561-2016 (21-352/2016)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е. при ведении протокола судебного заседания секретарем Татарских К.И., с участием ФИО1, защитника Кривченковой Ю.А., прокуроров прокуратуры Пермского края Лобастова А.А., ФИО2, представителя Министерства финансов Пермского края ФИО3, рассмотрев 6 апреля 2016 года в судебном заседании в г. Перми протест заместителя прокурора Пермского края на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 1 марта 2016 года, постановление заместителя Министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края от 29 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установила:

3 ноября 2015 года заместителем прокурора Пермского края в отношении заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением заместителя Министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края от 29 декабря 2015 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.11 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения.

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 1 марта 2016 года данное постановление оставлено без изменения, протест заместителя прокурора Пермского края – без удовлетворения.

В протесте заместителя прокурора Пермского края, принесённом в Пермский краевой суд на состоявшиеся по делу акты, поставлен вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении и решения судьи районного суда, возвращении дела на новое рассмотрение в Министерство финансов Пермского края, со ссылкой на то, что указанные акты являются незаконными и необоснованными, в действиях ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.11 КоАП РФ.

В краевом суде прокуроры прокуратуры Пермского края Лобастов А.А., ФИО2 протест поддержали.

ФИО1 и защитник Кривченкова Ю.А. против удовлетворения протеста возражали.

Представитель Министерства финансов Пермского края ФИО3 полагала протест заместителя прокурора Пермского края не подлежащим удовлетворению.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, судья краевого суда не находит оснований к отмене или изменению состоявшихся по делу актов.

В соответствии со статьёй 15.15.11 КоАП РФ несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.

В соответствии с п.3.1 ст.19 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» средства Фонда перечисляются в бюджет субъекта Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 настоящего Федерального закона, в местный бюджет и используются субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием в соответствии с договором, заключенным между Фондом и субъектом Российской Федерации. Типовые условия договора, заключаемого между Фондом и субъектом Российской Федерации, в том числе в части ответственности сторон, определяются Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ).

Согласно п.2.3.1 договора, заключенного между Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Пермским краем от 24.07.2008 № **, Пермский край обязуется распределять и перечислять муниципальным образованиям, претендующим в соответствии с заявкой Пермского края на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средства бюджета Пермского края, полученные за счет средств Фонда и средства, предусмотренные бюджетом Пермского края на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в течение 30 дней со дня получения средств Фонда.

Постановлением Правительства Пермского края от 04.07.2014 № 582-п в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 29 мая 2013 г. 579-п, утверждены Методика распределения средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетам муниципальных образований Пермского края в форме субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и Порядок предоставления и расходования средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетам муниципальных образований Пермского края в форме субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – Порядок).

Согласно п.4.1 Порядка перечисление субсидий бюджетам муниципальных образований края осуществляется Министерством финансов Пермского края в пределах утвержденных объемов бюджетных ассигнований для соответствующего муниципального образования края в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании бюджетной заявки Министерства.

В соответствии с п.4.2 Порядка перечисление субсидий бюджетам муниципальных образований края осуществляется в следующем порядке:

4.2.1. (в редакции от 04.07.2014) аванс в размере 30% от суммы субсидии - в течение 30 дней со дня получения средств из Фонда ЖКХ;

4.2.2. (в редакции от 23.06.2015) оставшаяся часть субсидии перечисляется в течение 30 календарных дней после принятия Фондом ЖКХ решения об одобрении реестра муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многоквартирных домов либо выкуп жилых помещений у собственников (далее - реестр контрактов) в рамках реализации региональной адресной программы при условии предоставления муниципальными образованиями края в Министерство следующих документов, заверенных в установленном порядке:

4.2.2.1. информации об объявлении аукциона с приложением аукционной документации в полном объеме;

4.2.2.2. правового акта об определении степени благоустройства жилищного фонда на территории муниципального образования края;

4.2.2.3. копии заключенного муниципального контракта на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многоквартирных домов для переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, либо выкуп жилых помещений у собственников, проживающих в аварийном жилищном фонде (далее - муниципальный контракт);

4.2.2.4. реестра муниципальных контрактов в рамках реализации региональной адресной программы по форме, утвержденной Министерством.

Реестр муниципальных контрактов оформляется накопительным итогом в случае, если муниципальным образованием края было заключено несколько муниципальных контрактов.

Пунктом 2.2 Порядка (в редакции от 04.07.2014) определены условия, при которых субсидии предоставляются муниципальным образованиям края. Одним из таких условий является наличие заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и органом местного самоуправления муниципального образования края соглашения о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края по форме согласно приложению 2 к Порядку предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края иных межбюджетных трансфертов в форме субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 24.01.2014 № 40-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, утверждении Методики распределения и Порядка предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края иных межбюджетных трансфертов в форме субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Соглашение) (п.2.2.4).

Согласно п.3.6.Порядка (в редакции от 04.07.2014) Министерство в течение 15 рабочих дней со дня принятия правлением Фонда ЖКХ решения о рассмотрении и одобрении заявки Пермского края на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда обеспечивает заключение Соглашений.

Решением правления Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 20 марта 2015 года одобрена заявка Пермского края на предоставление финансовой поддержки за счёт Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 32 муниципальных образованиях Пермского края, в том числе Северокоммунарском сельском поселении Сивинского района, Чайковском городском поселении, Скальнинском сельском поселении Чусовского района, Чусовском городском поселении, Добрянском городском поселении, г.Пермь. На основании указанного решения по платежному поручению от 23 марта 2015 года № ** в бюджет Пермского края перечислен аванс в размере 30% от общей суммы, что составляет ** рублей.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении, основанием для возбуждения заместителем прокурора Пермского края дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.11 КоАП РФ, в отношении заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края ФИО1 явились факты несвоевременной подачи указанным должностным лицом бюджетных заявок на перечисление авансов субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и оставшейся части указанных субсидий в местные бюджеты муниципальных образований.

Бюджетные заявки на перечисление авансов субсидий подписаны заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 в бюджеты муниципальных образований: Северокоммунарского сельского поселения Сивинского района – 23.04.2015, Чайковского городского поселения – 30.04.2015, Скальнинского сельского поселения Чусовского района – 30.04.2015, Чусовского городского поселения – 30.04.2015, Добрянского городского поселения – 12.05.2015, г.Пермь – 11.06.2015. В связи с чем, Министерство финансов Пермского края перечислило денежные средства в бюджеты указанных муниципальных образований в срок, превышающий 30 дней, со дня поступления денежных средств в бюджет Пермского края.

Также из материалов дела усматривается, что бюджетная заявка на перечисление части субсидии муниципальному образованию г.Пермь подписана ФИО1 24 сентября 2015 года, тогда как последнее предшествующей указанной дате перечисление денежных средств Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства произведено 10 августа 2015 года.

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения, заместитель Министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края исходил из того, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, поскольку отсутствует вина ФИО1 в нарушении установленного Порядком 30-дневного срока перечисления субсидии.

С выводом заместителя Министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.11 КоАП РФ согласился судья районного суда при пересмотре дела по протесту прокурора.

Материалами дела подтверждается, что во исполнение п.3.6.Порядка (в редакции от 04.07.2014) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства направило в муниципальные образования письмо от 24.03.2015 № ** с приложением проекта соглашения и требований представить подписанное соглашение к 26.03.2015 года. Посредством интегрированной системы электронного документооборота указанное письмо поступило 24 марта 2015 года - в администрацию Скальнинского сельского поселения Чусовского района, Чусовского городского поселения, Добрянского городского поселения, г.Пермь, 25 марта 2015 года – в администрацию Чайковского городского поселения, 27 марта 2015 года – в администрацию Северокоммунарского сельского поселения Сивинского района. В установленный письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства срок Соглашения главами указанных муниципальных образований подписаны не были. Соглашения фактически подписаны по Северокоммунарскому сельскому поселению Сивинского района – 20.04.2015, по Чайковскому городскому поселению – 20.04.2015, Скальнинскому сельскому поселению Чусовского района – 24.04.2015, Чусовскому городскому поселению – 24.04.2015, Добрянскому городскому поселению – 29.04.2015, г.Пермь – 03.06.2015.

Учитывая даты подписания Соглашений по указанным муниципальным образованиям и дату поступления в бюджет Пермского края аванса субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, у заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края ФИО1 отсутствовала возможность направить бюджетные заявки на перечисление авансов субсидий в бюджеты данных муниципальных образований в течение 30 дней с даты поступления аванса в бюджет Пермского края.

Кроме того, у ФИО1 не имелось оснований для подписания бюджетной заявки на перечисление денежных средств, поступивших в бюджет края, в том числе 10 августа 2015 года, муниципальному образованию город Пермь до принятия Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства решения об одобрении реестра муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многоквартирных домов либо выкуп жилых помещений у собственников, поскольку такое условие предусмотрено 4.2.2. (в редакции от 23.06.2015) Порядка, который является действующим правовым актом. Реестр муниципальных контрактов по муниципальному образованию город Пермь направлен в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 25 августа 2015 года.

Из анализа должностного регламента заместителя Министра, начальника бюджетного управления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Положения об отделе бюджетного планирования и финансов данного Министерства, должностного регламента начальника отдела реализации программ по ликвидации аварийного жилищного фонда управления жилищной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 18.02.2014 № 90-п (с последующими изменениями и дополнениями), следует, что в обязанности заместителя министра, начальника бюджетного управления Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края не входит реализация региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории края. Кроме того, из материалов дела усматривается, что бюджетные заявки подписаны ФИО1 на основании служебных записок, подписанных первым заместителем Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, начальником управления жилищной политики, о перечислении средств по заявке 2015 года: от 21.04.2015 года - Северокоммунарскому сельскому поселению Сивинского района, Чайковскому городскому поселению, 27.04.2015 – Скальнинскому сельскому поселению Чусовского района, Чусовскому городскому поселению, 05.06.2015 – по городу Перми, 06.05.2015 - по Добрянскому городскому поселению.

В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Поскольку вина ФИО1 в несвоевременном доведении до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств отсутствует, выводы судьи Ленинского районного суда г. Перми и заместителя Министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края, изложенные в состоявшихся по делу актах, об отсутствии в действии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.11 КоАП РФ и оснований для привлечения данного лица к административной ответственности являются правильными.

Доводы протеста прокурора о наличии в действиях ФИО1 состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.14 КоАП РФ, по существу сводятся к иной оценке доказательств, что не является достаточным основанием для привлечения лица к административной ответственности.

При рассмотрении дела существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену оспариваемого постановления, решения не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решила:

решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 1 марта 2016 года, постановление заместителя Министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края от 29 декабря 2015 года оставить без изменения, протест заместителя прокурора Пермского края – без удовлетворения.

Судья -