ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-352/2018 от 22.05.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-352/2018

Р Е Ш Е Н И Е

22 мая 2018 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю ФИО3 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 марта 2018 года № 12-48/2018,

у с т а н о в и л :

постановлением начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю ФИО3 от 21 февраля 2018 года № 04-07-28/2018 Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ ФИО2 «Фасад» (далее – МУП «Фасад») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 марта 2018 года № 12-48/2018 жалоба МУП «Фасад» удовлетворена, постановление должностного лица от 21 февраля 2018 года № 04-07-28/2018 отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с принятым решением, начальник отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю ФИО3 подала жалобу, в которой просит решение суда отменить, постановление от 21 февраля 2018 года № 04-07-28/2018 – оставить без изменений.

Жалоба мотивирована тем, что решение суда является незаконным, принятым с нарушением норм материального права. Как указывает заявитель, судом первой инстанции не учтено, что специализированный автомобиль был оборудован и снабжен специальным знаком, который является обязательным условием при транспортировании отходов I - IV классов опасности и наличие его на автомобиле подтверждает факт транспортировки отходов опасных для окружающей среды.

Кроме того, законодательное определение ТКО подтверждает, что в автомобиле перевозились отходы I - IV классов опасности.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по республике Крым и городу Севастополю ФИО4, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), отходы производства и потребления – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

В соответствии со ст.15 Закона №89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

Согласно ст.16 Закона №89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Статьей 28 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

Как усматривается из материалов дела, 26 января 2018 года отделом надзора Восточного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю совместно с представителями ГАИ, сотрудником ОМВД России по г. Феодосии ФИО5, главным специалистом-экспертом территориального отдела по г. Феодосия, г. Судаку и Кировскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по РК и г. Севастополю ФИО6. на основании п.4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.11.2017 №Пр-2319, Приказа 539-од от 22.12.2017 осуществлен рейдовый осмотр территории на въезде на полигон ТКО г. Феодосии по адресу: Республика Крым, <...> км Орджоникидзевского шоссе, с целью проведения комплекса мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов.

По результатам рейдового осмотра составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 26.01.2018 №04-05-27/2018.

В результате рейдового осмотра было осмотрено специализированное автотранспортное средство с номерным знаком , находящееся в хозяйственном введении МУП «Фасад». При транспортировке отходов, водитель ФИО1 при себе не имел удостоверение, подтверждающее допуск к работе с отходами I - IV классов опасности. На специализированном автомобиле имелся знак, подтверждающий транспортировку отходов опасных для окружающей среды, на автомобиле отсутствовал логотип предприятия.

Постановлением начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю ФИО3 от 21 февраля 2018 года № 04-07-28/2018 МУП «Фасад» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Отменяя вышеуказанное постановление должностного лица, судья Феодосийского городского суда Республики Крым пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт перевозки отходов именно I - IV классов опасности на автомобиле с номерным знаком под управлением водителя ФИО1, в связи с чем производство по делу прекратил.

С таким решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым соглашается и суд апелляционной инстанции.

Так, судом первой инстанции установлено, что действительно одним из видов деятельности МУП «Фасад» является вывоз отходов и предприятие имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности от 23.08.2016 №08200058.

Транспортное средство, выявленное при проверке и используемое МУП «Фасад» для транспортировки отходов – ЗИЛ 432932 модель КМ32703 с номерным знаком , оборудовано и снабжено специальными знаками транспортных средств для перевозки отходов I - IV классов опасности.

Однако, 26.01.2018 автомобилем ЗИЛ 432932 под управлением водителя ФИО8, перевозились древесно-кустарниковые отходы, смёт с территории, что следует из пояснений водителя, подкрепленных содержанием путевого листа №5. Данные отходы согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, не относятся к отходам I - IV классов опасности.

Из ответа директора МУП «КБ 2000» ФИО9 от 22.02.2018 также не следует, что класс опасности отходов, завезенных 26.01.2018 транспортным средством МУП «Фасад», относится к опасным.

Таким образом, из представленных административным органом доказательств факта перевозки ФИО8 26.01.2018 отходов I - IV классов опасности не усматривается. Объективных данных исследования морфологического состава отходов при осмотре автомобиля МУП «Фасад» органом, не представлено, а сам факт наличия на автомобиле специального знака I - IV класс опасности не свидетельствует о том, что 26.01.2018 водителем ФИО8 на транспортном средстве ЗИЛ 432932 модель КМ32703 с номерным знаком перевозились опасные отходы.

Следовательно, судья городского суда пришел к правильному выводу о недоказанности совершения МУП «Фасад» административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ по событиям транспортировки отходов автомобилем ЗИЛ 432932 под управлением ФИО8, имевшего место 26.01.2018.

Доводы, приведенные в жалобе не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат исследованным судом первой инстанции и проверенным судом апелляционной инстанции доказательствам, являются надуманными и опровергаются вышеуказанным.

При таких обстоятельствах, поскольку жалоба ФИО3 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 марта 2018 года № 12-48/2018 не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения суда отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу начальника отдела надзора Восточного региона, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и городу Севастополю ФИО3 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 марта 2018 года № 12-48/2018 – оставить без удовлетворения.

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 марта 2018 года № 12-48/2018 в отношении МУП «Фасад» – оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>