ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-354 от 07.09.2023 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №21-354 судья Пивак Ю.П.

РЕШЕНИЕ

07 сентября 2023 года <...>

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тульской области от 18 апреля 2023 года и решение судьи Советского районного суда г.Тулы от 15 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тульской области от 18 апреля 2023 года , оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г.Тулы от 15 июня 2023 года, директор государственного учреждения Тульской области «Тулаупрадор» (далее - ГУ ТО «Тулаупрадор») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, директор ГУ ТО «Тулаупрадор» ФИО1 просит отменить постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тульской области от 18 апреля 2023 года и решение судьи Советского районного суда г.Тулы от 15 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, прекратить производство по делу об административном правонарушении, указывая на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

Порядок пересмотра постановлений по делу об административном правонарушении, являющегося одной из стадий производства по делу об административном правонарушении, установлен главой 30 КоАП РФ.

Пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

Таким образом, лица, являющиеся участниками по делу об административном правонарушении, должны быть надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении.

Присутствие лиц, являющихся участниками по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе в вышестоящем суде не является обязательным, если эти лица извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом и от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен заблаговременно и надлежащим образом, почтовым отправлением, а также посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Тульского областного суда. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в адрес суда не поступило.

Судья, с учетом положений п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного участника производства по делу об административном правонарушении.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ФИО1 по доверенности ФИО2, возражения представителя Управления Федерального казначейства по Тульской области по доверенности ФИО3, судья областного суда приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.20 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно ч.2 ст.270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушения.

Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию (ч.3 ст.270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Должностным лицом и судьей районного суда установлено, что Управлением Федерального казначейства по Республике Татарстан в соответствии с приказом от 5 мая 2021 года №186 «О назначении плановой выездной проверки в Государственном учреждении Тульской области «Тулаупрадор» и на основании пункта 1 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 29 декабря 2020 года, в период с 17 мая 2021 года по 6 июля 2021 года в отношении ГУ ТО «Тулаупрадор» проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов на реализацию национального проекта «Безопасные и качественны автомобильные дороги».

В соответствии с Актом плановой выездной проверки ГУ ТО «Тулаупрадор» от 6 июля 2021 года в ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения. На акт плановой проверки заявителем подготовлены возражения с приложениями на 272 листах, которые направлены в адрес Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан.

Возражения не были приняты должностным лицом контрольного органа и в адрес заявителя 7 сентября 2021 года поступило представление Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан от 25 августа 2021 года .

Поскольку в установленный представлением срок ГУ ТО «Тулаупрадор» нарушения устранены не были, то в связи неисполнением представления от 25 августа 2021 года Управлением Федерального казначейства по Республике Татарстан в адрес ГУ ТО «Тулаупрадор» было внесено предписание от 9 ноября 2021 года , котором юридическому лицу установлены требования в срок до 1 мая 2022 года принять меры по возмещению причиненного Российской Федерации и перечислить общую сумму ущерба в размере 51482618,00 рублей в доход федерального бюджета, в том числе принять меры по направлению требований о возврате средств к исполнителям работ (подрядчикам), а так же по осуществлению претензионно-исковой работы.

По обращению ГУ ТО «Тулаупрадор» Управлением Федерального казначейства по Республике Татарстан принято решение о продлении срока исполнения предписания от 9 ноября 2021 года до 1 февраля 2023 года.

Поскольку в установленный в предписании срок требования не были исполнены директор ГУ ТО «Тулаупрадор» ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

Из буквального толкования диспозиции ч.20 ст.19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

По делу об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой, выяснению подлежит вопрос о законности предписания (представления) указанного органа, за невыполнение которого в отношении лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Предписание (представление) выносится контролирующим органом лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений законодательства. При этом предписание (представление) должно содержать только законные требования, на лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на положениях закона.

Данные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, поскольку привлечение лица к административной ответственности в рамках этой нормы за невыполнение незаконно возложенной на него обязанности является неправомерным.

Законность представления Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан от 25 августа 2021 года была оспорена ГУ ТО «Тулаупрадор» в арбитражном суде.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2021 года по делу , оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2022 года, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 августа 2022 года по делу , определение Верховного Суда РФ от 19 декабря 2022 года , представление Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан от 25 августа 2021 года признано соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее –БК РФ).

В связи с неисполнением Учреждением представления органа государственного (внутреннего) финансового контроля в срок, установленный в представлении Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан в соответствии со ст.ст.269.2 и 270.2 БК РФ вынесло предписание от 9 ноября 2021 года , которым юридическому лицу установлены требования в срок до 1 мая 2022 года принять меры по возмещению причиненного Российской Федерации и перечислить общую сумму ущерба в размере 51482618,00 рублей в доход федерального бюджета, в том числе принять меры по направлению требований о возврате средств к исполнителям работ (подрядчикам), а так же по осуществлению претензионно-исковой работы.

Законность предписания Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан от 9 ноября 2021 года была так же оспорена ГУ ТО «Тулаупрадор» в арбитражном суде.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 августа 2022 года по делу , оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2023 года и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 августа 2022 года по делу , представление Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан от 9 ноября 2021 года признано соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 4 апреля 2023 года ; представлением Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан от 25 августа 2021 года ; решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2021 года по делу ; постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2022 года; постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 августа 2022 года по делу ; определением Верховного Суда РФ от 19 декабря 2022 года ; предписанием Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан от 9 ноября 2021 года ; решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 августа 2022 года по делу ; постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2023 года; постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 августа 2022 года по делу ; решением Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан о продлении срока исполнения предписания от 9 ноября 2021 года до 1 февраля 2023 года.

Приведенные выше доказательства были получены в соответствии с требованиями закона, содержат сведения об обстоятельствах совершения административного правонарушения и были оценены должностным лицом и судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.

Предписание органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации является обязательным для исполнения.

Совокупность установленных судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Принимая обжалуемые акты, должное лицо и судья районного суда сочли, что директор ГУ ТО «Тулаупрадор» ФИО1 имел возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Действия директора ГУ ТО «Тулаупрадор» ФИО1 квалифицированы по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Административное наказание назначено директору ГУ ТО «Тулаупрадор» ФИО1 в пределах санкции ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы постановление по делу об административном правонарушении, а так же решение судьи районного суда соответствуют требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ, существенных недостатков в них не имеется.

Иные доводы жалобы не опровергают выводов должностного лица и судьи районного суда и не являются основанием для отмены постановленных по делу актов.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших должностному лицу и судье районного суда всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тульской области от 18 апреля 2023 года и решение судьи Советского районного суда г.Тулы от 15 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья