ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-354/2022 от 18.04.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-354/2022

г. Уфа 18 апреля 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М.

при секретаре Мухаметзянове Р.Р.

с участием директора ООО «Профстрой» ФИО2, главного государственного налогового инспектора Межрайонной ФНС России №3 по РБ ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Профстрой» ФИО2 на решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 3 марта 2022 года, которым:

постановление начальника Межрайонной ИФНС России №3 по РБ Республики Башкортостан №... от 30 июня 2021 года о привлечении директора ООО "Профстрой" ФИО2 к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ оставлено без изменения, его жалобу – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Башкортостан ФИО4 №... от 30 июня 2021 года должностное лицо – директор общества с ограниченной ответственностью «Профстрой» ФИО2 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Судьей Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан 3 марта 2022 года по жалобе ФИО2 принято вышеприведенное решение.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, директор общества с ограниченной ответственностью «Профстрой» ФИО2 выражает несогласие с постановлением должностного лица МРИФНС от 30 июня 2021 года, решением судьи, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, просит отменить.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, доводы заявителя, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ (в ред. Федеральных законов от 12 ноября 2012 года № 194-ФЗ и от 14 ноября 2017 года № 325-Ф) предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Федеральный закон № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Согласно подпункту «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Закона № 173-ФЗ, нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей статьи.

В силу пунктов 6, 7 части 1 статьи 1 указанного Закона, резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подпункт «б» пункт 6 часть 1 статьи 1).

Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт «а» пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ).

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.

Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица –резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Возможность осуществить такую валютную операцию, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Установленные частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и «сомнительным» финансовым операциям.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», иными актами органов валютного регулирования в отношении ООО «Профстрой» осуществлена проверка соблюдения валютного законодательства.

В ходе проверки, проведенной специалистом 1 разряда ФИО5 на основании поручения Межрайонной ИФНС России № 3 по РБ от 11.05.2021г., что за период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года из кассы ООО «Профстрой» во исполнение трудовых договоров, заключенных с иностранным гражданином ФИО1, являющегося физическим лицом-нерезидентом, выплачена заработная плата в общей сумме 61 287, 78 руб. (платежные ведомости № ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ..., ... за период с 28.06.2019г. по 30.12.2019г.), без использования банковских счетов в уполномоченных банках, чем нарушены требования ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Документы, подтверждающие, что на момент совершения правонарушения ФИО1 постоянно проживал в Российской Федерации на основании вида на жительство, не представлены. Следовательно, данное лицо является нерезидентом.

Факт совершения административного правонарушения и виновность директора ООО «Профстрой» ФИО2, допустившего нарушение требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», подтвержден совокупностью вышеприведенных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а также протоколом об административном правонарушении №... от 31 мая 2021 года, актом проверки соблюдения валютного законодательства №... от 25.05.2021г., копиями паспорта иностранного гражданина, являющегося физическим лицом-нерезидентом, справкой №... от 11.05.2021г. о проведенной проверке соблюдения валютного законодательства, расходными кассовыми ордерами, трудовым договором, табелями учета рабочего времени и иными материалами дела.

Все представленные доказательства проверены судьей городского суда Республики Башкортостан в совокупности друг с другом, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Оснований сомневаться в правильности указанных выводов не имеется.

Юридическая квалификация и оценка действиям директора ООО «Профстрой» ФИО2 должностным лицом МРИФНС России № 3 по Республике Башкортостан, судьей Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан даны верные.

Вопреки доводу жалобы нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебного акта, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ФИО2 с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.

Не согласиться с таким выводом судьи городского суда оснований не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебного акта, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Башкортостан ФИО4 №... от 30 июня 2021 года и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 3 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Профстрой» ФИО2 оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Х.М. Ахмеджанов

Справка: судья городского суда Шагиева З.Х.

Дело №12-62/2022