Алтайский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Малетина Е.В. Дело № 21-357/2011
Р Е Ш Е Н И Е
26 октября 2011 года г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Дьяков М.И., рассмотрев протест прокурора Железнодорожного района г.Барнаула на решение судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 17 августа 2011 года по делу по жалобе ФИО1 на постановление государственного инспектора Алтайского края по охране природы ФИО2 от 09 июня 2011 года № *, которым
ФИО1, родившийся *, зарегистрирован по адресу: *, работающий главным энергетиком ООО «К.»,
был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере * руб.,
У С Т А Н О В И Л:
согласно вышеназванному постановлению, а также постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 06 июня 2011 года в ходе проведения 25 мая 2011 года прокуратурой Железнодорожного района г.Барнаула проверки соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды ООО «К.», расположенного по адресу:* , выявлено, что ООО «К.» 20 января 2011 года и 20 апреля 2011 года не произвело расчет и не внесло в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду. В этот период осуществлялась эксплуатация люминесцентных ламп, от которых при отработке их эксплутационного срока образовывались отходы 1-ого класса опасности, а также образовывались твердые бытовые отходы - бумага, картон, мусор от уборки помещений, пищевые отходы и т.д. (4, 5 классы опасности), размещение указанных отходов производства и потребления оказывает негативное воздействие на окружающую среду, вывоз отходов 4,5 класса опасности производства производился на полигон ТБО, а отходы 1 класса опасности были переданы на демеркуризацию в ООО «Р.». Указанные нарушения допущены должностным лицом - главным энергетиком ООО «К.» ФИО1
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как ООО «К.», в котором он работает главным энергетиком и является лицом, ответственным за соблюдение природоохранного законодательства, не осуществляет деятельность по размещению твёрдых бытовых отходов, в связи с чем не обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 17 августа 2011 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
В протесте, поданном в вышестоящий суд, прокурор Железнодорожного района г.Барнаула просит решение судьи отменить, ссылаясь на то, что в деятельности ООО «К.» образуются отходы 1,4,5 классов опасности, отходы 1-ого класса опасности передаются на демеркуризацию в ООО «Р.» (на основании договора с ООО «К.»), а отходы 4, 5 классов опасности впоследствии размещаются ООО «Э.» (на основании договора с ООО «К.») на свалке ТБО. Кроме того, указал, что в договоре от 01 октября 2010 года № *, заключенном с ООО «Э.», не содержится указания на то, что ООО «К.» поручает ООО «Э.» вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Проверив материалы дела, судья вышестоящего суда полагает, что решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Прекращая производство по делу, судья исходил из того, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.41 КоАП РФ.
Данный вывод является преждевременным.
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В силу п.п.1, 2 ст.16 того же Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) определен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Законом об охране окружающей среды.
Как следует из постановления должностного лица, ООО «К.» привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Из материалов дела усматривается, что в деятельности ООО «К.» при отработке эксплутационного срока люминесцентных ламп, от которых при отработке их эксплутационного срока образовывались отходы 1-ого класса опасности, а также образовывались твердые бытовые отходы - бумага, картон, мусор от уборки помещений, пищевые отходы и т.д. (4, 5 классы опасности)
Согласно ст.2 Устава ООО «К.», утвержденного протоколом собрания участников от 10 февраля 2010 года, общество не осуществляет деятельность по размещению твёрдых бытовых отходов, основным видом деятельности является сдача в наем собственного недвижимого имущества и предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.
В соответствии с договором № * от 01 октября 2010 года специализированная организация ООО «Э.» оказывает ООО «К.» возмездные услуги по вывозу (удалению) и утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов IV-V класса опасности. Исполнитель оказывает вышеназванные услуги на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке размещению опасных отходов № * (22) - пункт 1.4 договора. Исполнителю не переходит право собственности на ТБО заказчика (п.1.5)
Согласно п.1.1 договора № * на оказание услуг по обращению с опасными отходами от 10 мая 2011 года ООО «К.» поручило, а ООО «Р.» взяло на себя обязанности в соответствии с лицензией № * от 27 сентября 2011 года по сбору, транспортированию (вывозу) для размещения отходов (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак). Право собственности на отходы переходит от заказчика к исполнителю в момент передачи (сбора) отходов и подписания акта передачи.
Заключение обществом со специализированными организациями договоров на оказание услуг по размещению отходов, предусматривающих оплату этих услуг, а также фактическая оплата услуг по размещению отходов не означают, что и бремя уплаты обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на указанные организации.
Данные договоры не содержат поручения общества либо делегирования им данным организациям полномочий по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании изложенного невозможно прийти к однозначному выводу об отсутствии в действиях ФИО1 вышеуказанного состава административного правонарушения.
Таким образом, судьей при вынесении решения не установлено должностное лицо, ответственное за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Отмеченное нарушение, допущенное судьей районного суда, не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем судебное решение подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судье следует учесть изложенное, установить должностное лицо, ответственное за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, правильно применив нормы закона, разрешить дело.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ судья
РЕШИЛ:
Решение судьи решение судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 17 августа 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья М.И. Дьяков