Судья: Сухова Л.В. № 21-35/2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 29 января 2015 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества «<данные изъяты>» на решение Похвистневского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым
постановление № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ФИО1 о назначении административного наказания в отношении юридического лица ОАО «Самаранефтегаз» по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей оставлено без изменения, жалоба представителя ОАО «Самаранефтегаз» ФИО3 - без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> ФИО1 юридическое лицо – ОАО «<данные изъяты>» признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ОАО «ФИО6» было установлено, что последним используется лесной участок, расположенный: <адрес> и квартал № выдел <данные изъяты> для реконструкции и эксплуатации линейных объектов («<данные изъяты>) на основании договора аренды лесного участка без аукциона от ДД.ММ.ГГГГ № № В нарушение требований правил пожарной безопасности в лесах ОАО «<данные изъяты>» не проложены противопожарные минерализованные полосы шириной 2,0 метра вокруг колодцев на трубопроводах, чем нарушены требования п.п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417. Наказание ОАО «№» назначено в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа ОАО <данные изъяты>» обжаловало его в Похвистневский районный суд Самарской области, которым ДД.ММ.ГГГГ постановлено указанное выше решение.
ОАО <данные изъяты>» в своей жалобе просит постановление административного органа и решение районного суда отменить с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на неполноту исследования обстоятельств дела судом первой инстанции и допущенные при производстве по делу процессуальные нарушения.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника ОАО «<данные изъяты>» ФИО2 в поддержание доводов жалобы, возражения представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО4, прихожу к выводу о законности вынесенного судебного решения по следующим основаниям.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В соответствии со ст. ст. 37 и 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ст. 37). Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст. 38).
Как установлено п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе и прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Пункт 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, устанавливает, что полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Часть 3 ст. 8.32 КоАП РФ (в редакции на момент выявления правонарушения) устанавливает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом посягательства правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах. правонарушение посягает также и на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах. Ответственность по данной статье наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением какого-либо экологического или имущественного ущерба. Субъектами правонарушения могут быть гражданин, должностное лицо, а также юридическое лицо. С субъективной стороны возможно как умышленное, так и неосторожное совершение указанных деяний.
Как видно из материалов дела, на ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» используется лесной участок, расположенный: <адрес> для реконструкции и эксплуатации линейных объектов («<данные изъяты>) на основании договора аренды лесного участка без аукциона от ДД.ММ.ГГГГ № №. В нарушение требований правил пожарной безопасности в лесах ОАО <данные изъяты>» не проложены противопожарные минерализованные полосы шириной 2,0 метра вокруг колодцев на трубопроводах, чем нарушены требования п.п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417.
В соответствии с Постановлением правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении особого противопожарного режима на территории Самарской области», действующего со дня официального опубликования, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ мая по ДД.ММ.ГГГГ на территории Самарской области устанавливается особый противопожарный режим.
Таким образом, контролирующим органом были выявлены нарушения юридическим лицом правил пожарной безопасности в лесах при установленных в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ № и Акте проверки № от того же числа обстоятельствах.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются вышеуказанными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате неисполнении и ненадлежащего исполнения ОАО «<данные изъяты>» своих договорных, а также установленных законом обязанностей.
Судом объективно, полно и всесторонне исследованы все обстоятельства данного административного дела, к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ ОАО «<данные изъяты>» привлечено обоснованно.
Установленные нарушения требований пожарной безопасности в лесу могут либо способствовать развитию пожара, а также указывают на ненадлежащую организацию работы по обеспечению требований пожарной безопасности и отсутствие надлежащего контроля со стороны юридического лица за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах на указанном выше объекте.
Ссылки привлекаемого к ответственности лица в жалобе относительно отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, в связи с тем, что административным органом была нарушена процедура привлечения к административной ответственности в части извещения о выявленных нарушениях, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не могут являться безусловным основанием для отмены вынесенных по делу постановлений, а кроме того, не соответствуют материалам дела (л.д. 180), из которых явственно следует, что судом материалы дела об административном правонарушении были тщательно рассмотрены по существу с оценкой всех представленных сторонами доказательств, а иные доводы настоящей жалобы в основном сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы и оценены судьей при рассмотрении данного дела.
Оснований, по которым суд апелляционной инстанции не смог бы согласиться с указанными выводами, подробно изложенными в оспариваемом решении суда от ДД.ММ.ГГГГ года, на момент рассмотрения жалобы не имеется.
Судья апелляционной инстанции, обсуждая вопрос об административном наказании, отмечает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Наказание ОАО «<данные изъяты>» назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в редакции на момент выявления правонарушения, каких-либо объективных данных, свидетельствующих о возможности назначения наказания в минимальном размере, либо применения ч.ч. 3.2-3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в части назначения наказания менее минимального.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых по делу постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л
Решение Похвистневского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО1 по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества «Самаранефтегаз» – оставить без изменения.
Жалобу ОАО «<данные изъяты>» – оставить без удовлетворения.
Судья Самарского областного суда А.А. Толмосова
Верно: судья