Судья Мельникова Е.В. Дело № 21-361/2015 РЕШЕНИЕ
г. Курган 14 декабря 2015 г.
Судья Курганского областного суда Пшеничников Д.В., рассмотрев жалобу В.С.Д. на постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области З.В.Ф. от 2 сентября 2015 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 7 октября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области (далее ТУ Росфиннадзора в Курганской области) № от 2 сентября 2015 г. руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курганской области В.С.Д. привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 7 октября 2015 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд руководитель Управления Росприроднадзора по Курганской области В.С.Д. просит отменить состоявшиеся в отношении него постановление должностного лица и судебное решение. В обоснование указывает, что при рассмотрении его жалобы городским судом не было учтено, что в протоколе и административном постановлении действия лица, приведшие к нарушению, названы «искажением» бюджетной отчетности, ответственность за искажение бюджетной отчетности установлена ст. 15.11 КоАП РФ, которая В.С.Д. не вменялась и доказательства по которой административным органом не представлялись. Полагал, что при наличии в штате учреждения главного бухгалтера, ответственного за бухгалтерский учет и отчетность, руководитель учреждения не является субъектом ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, а его привлечение к административной ответственности в качестве руководителя экономического субъекта будет являться двойной ответственностью за одно правонарушение, поскольку главный бухгалтер Управления Росприроднадзора по Курганской области Т.Т.Б. также была привлечена к административной ответственности за то же нарушение. Кроме того, возражая относительно наличия в своих действиях состава правонарушения, указывал в жалобе на неверное, по мнению заявителя, толкование и применение административным органом положений Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, не предусматривающей, по мнению заявителя, двойного учета основных средств на балансе и на забалансовых счетах. Кроме того, полагал необоснованным оставление городским судом без удовлетворения его заявления о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель В.С.Д. – Р.Э.Ю,, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал. Дополнительно пояснил, что распоряжением ТУ Росимущества в Курганской области от <ДД.ММ.ГГ.>г., которое было получено в апреле 2014г., право оперативного управления в отношении части спорного имущества у Управления Росприроднадзора по Курганской области было прекращено.
Представитель ТУ Росфиннадзора в Курганской области Б.К.Е., действующий на основании доверенности, с жалобой В.С.Д. не согласился, находя ее доводы несостоятельными и возражая против отнесения деяния к числу малозначительных.
Заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 165, 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации устанавливает бюджетную отчетность, план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета.
Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, установлен состав бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета, в которую включаются следующие формы отчетов (п.11):
Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
Пояснительная записка (ф. 0503160);
Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230).
Из материалов административного дела усматривается, что В.С.Д., являющимся руководителем Управления Росприроднадзора по Курганской области, <ДД.ММ.ГГ.>г. был подписан годовой баланс и соответствующие формы отчетов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Курганской области за 2013г., в которых не нашли своего отражения на забалансовом счете учреждения операции по передаче Управлением Роспотребнадзора по Курганской области имущества в безвозмездное пользование третьим лицам.
Так, в Справке о наличии имущества и обязательств по забалансовым счетам по счету 26 не были отражены находящиеся у Управления Росприроднадзора по Курганской области на праве оперативного управления и переданные в безвозмездное пользование: ТУ Росимущества в Курганской области - гараж площадью <...> кв.м по адресу: <адрес>; в филиал ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Курганской области – оборудование балансовой стоимостью <...>. (аналитический комплекс по определению бензапирена, дизельный генератор, прибор Биотестер-2, пробоотборное устройство «Аэрозоль»).
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспаривались лицом, привлекаемым к ответственности, и его представителем, возражения которых, по существу, сводились к несогласию с утверждением административного органа о несоблюдении требований Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 1.12.2010г. № 157н и необходимости указания данных сведений в бюджетной отчетности за 2013г.
Необходимость учета операций по передаче основных средств, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, в безвозмездное пользование третьих лиц на соответствующем забалансовом счете Единого плана счетов сомнений не вызывает, а доводы жалобы об обратном основаны на неправильном толкований положений вышеупомянутой Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ № 157н.
Так, в силу п.п. 22, 33, 38 Инструкции, счета раздела «Нефинансовые активы» Единого плана счетов предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, и относящихся в соответствии с настоящей Инструкцией к основным средствам, …., а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения.
Операции по передаче (возврату) материального объекта нефинансовых активов в безвозмездное или возмездное пользование отражаются на основании первичного учетного документа (акта) на соответствующих счетах учета нефинансовых активов путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов с одновременным отражением на забалансовом счете переданного (полученного) объекта по его балансовой стоимости.
Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления принимаются к учету в качестве основных средств.
В соответствии с п.п. 332, 383 Инструкции на забалансовых счетах учреждением учитываются: ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления; материальные ценности, учет которых согласно настоящей Инструкции предусмотрен вне балансовых счетов.
Счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» Единого плана счетов предназначен для учета имущества, переданного учреждением (органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества) в безвозмездное пользование.
Как видно из материалов административного дела Управлению Росприроднадзора по Курганской области на праве оперативного управления в числе иного имущества принадлежит недвижимое имущество - здание гаража площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права № от <ДД.ММ.ГГ.>), а также движимое имущество - аналитический комплекс по определению бензапирена, пробоотборное устройство «Аэрозоль», дизельгенератор, прибор Биотестер-2.
Балансовая стоимость указанного имущества учтена Управлением по счету № 101.00 в качестве основных средств нефинансовых активов учреждения.
По договору № от <ДД.ММ.ГГ.>г. (в ред. соглашения № от <ДД.ММ.ГГ.>г.) Управлением Росприроднадзора по Курганской области гараж по указанному адресу согласно акту приема-передачи передан в безвозмездное пользование ТУ Роспотребнадзора в Курганской области; иное указанное в административном протоколе движимое имущество балансовой стоимостью <...> руб. по договору от <ДД.ММ.ГГ.>. № и акту приема-передачи предоставлено в безвозмездное пользование филиалу ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Курганской области.
При этом, в нарушение требований п.п. 33, 332, 383 Инструкции операции по передаче указанных объектов нефинансовых активов в безвозмездное пользование не были отражены на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» Единого плана счетов (л.д. 117).
Доводы жалобы и пояснения представителя В.С.Д. в судебном заседании об отсутствии в Инструкции требований по «двойному» учету имущества на соответствующих счетах не основаны на приведенных выше положениях Инструкции и потому в качестве состоятельных приняты быть не могут.
Поскольку распоряжение ТУ Росимущества в Курганской области от <ДД.ММ.ГГ.>г. № о прекращении права оперативного управления на аналитический комплекс по определению бензапирена и пробоотборное устройство «Аэрозоль», по пояснениям представителя заявителя, фактически было получено Управлением Росприроднадзора по Курганской области только в апреле 2014 г., то есть после составления и подписания бюджетной отчетности за 2013г., отраженное в балансе в качестве основных средств нефинансовых активов имущество по указанным выше основаниям также должно было быть отражено в отчетности за 2013г. на соответствующем забалансовом счете имущества, переданного в безвозмездное пользование.
Другие доводы заявителя о неверной квалификации деяния исходя из используемых должностным лицом административного органа в административном протоколе и постановлении спорных фраз и выражений, необоснованности привлечения к административной ответственности двух должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера) за одни нарушения, а также об отсутствии у В.С.Д. необходимых признаков субъекта правонарушения, состоятельными не являются, поскольку основаны на неверном прочтении положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения и Федерального закона «О бухгалтерском учете» в части ответственности должностных лиц, толкуемых заявителем в свою пользу, опровергаются письменными материалами дела, согласно которым В.С.Д. искажение бюджетной отчетности, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ, в вину не ставилось. Выявленные в ходе проверки нарушения порядка составления бюджетной отчетности за 2013г. отражены в одном административном протоколе и постановлении.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административным правонарушением признается не любое виновное противоправное деяние, а лишь такое правонарушение, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Признавая установленным факт нарушений Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, выразившихся в неотражении в Едином плане счетов бухгалтерского учета данных о передаче в безвозмездное пользование имущества на забалансовом счете учреждения, вместе с тем прихожу к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых должностным лицом административного органа указанные нарушения были признаны общественно опасными, влекущими ответственность по ст. 15.15.6 КоАП РФ, и положены в основу принятого административного постановления.
Статья 15.15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц, в частности, за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Между тем материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств того, что отражаемые на забалансовых счетах учреждения сведения являются необходимыми для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо необходимы для исполнения этих бюджетов.
При вынесении обжалуемого постановления и решения по жалобе должностным лицом административного органа и судьей городского суда не было учтено, что забалансовый счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» Единого плана счетов предназначен исключительно для учета переданного имущества в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением (п. 383 Инструкции).
Доказательств того, что неотражение соответствующей информации на данном забалансовом счете каким-то образом повлияло либо могло повлиять на составление, рассмотрение проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) их исполнение (при том, что стоимостное выражение спорного имущества было учреждением надлежаще учтено и отражено по счету 101.00 баланса) административным органом в ходе проведенной проверки добыто не было.
Иных нарушений при предоставлении В.С.Д. бюджетной отчетности за 2013г. административным органом при проверке выявлено не было.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области З.В.Ф.№ от 2 сентября 2015 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 7 октября 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Управления Росприроднадзора по Курганской области В.С.Д. - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении В.С.Д. прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора области или его заместителей.
Судья Д.В. Пшеничников