ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-363/2022 от 30.05.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья г/с Лукьянова Т.Ю. Дело № 21-363/2022

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 30 мая 2022г.

Судья Кемеровского областного суда Ярова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении

муниципального предприятия Анжеро-Судженского городского округа «Коммунальное Спецавтохозяйство» (далее – МП «КОМСАХ»), ИНН 4246016110, находящегося по адресу: ул. Коминтерна, д. 30, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область,

по жалобе директора МП «КОМСАХ» Ефанова А.Г. на постановление №АВТ-1457/6 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Смердовой Д.В. от 18 января 2022 года и решение судьи Анжеро-Судженского городского суда от 18 марта 2022 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №АВТ-1457/6 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Смердовой Д.В. от 18.01.2022, оставленным без изменения решением судьи Анжеро-Судженского городского суда от 18.03.2022, МП «КОМСАХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

В жалобе директор МП «КОМСАХ» Ефанов А.Г. просит состоявшиеся по делу акты отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что инкриминируемое МП «КОМСАХ» правонарушение связано с нарушением лицензионных требований, следовательно, такое действие (бездействие) должно быть квалифицировано по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ; дело рассмотрено неуполномоченным органом, жалоба – с нарушением правил подсудности.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника МП «КОМСАХ» Романенко А.С., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно положениям статьи 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.

Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях: наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности; наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами; наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования могут включать в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Административная ответственность по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, 23.11.2021 в 15:00 часов в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении МП «КОМСАХ» установлено, что юридическим лицом допущено нарушение природоохранного законодательства, а именно:

1. у МП «КОМСАХ» отсутствуют специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортные средства, принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании, необходимые для выполнения заявленных работ и соответствующие требованиям статьи 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», что является нарушением ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пп. б п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 №2290;

2. у МП «КОМСАХ» отсутствуют работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности (транспортирование отходов), в нарушение ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пп. б п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 №2290.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения МП «КОМСАХ» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, о чем должностным лицом вынесено обжалуемое постановление.

Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, судья городского суда пришел к выводу о доказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление и согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения.

Между тем, суд находит заслуживающими внимания доводы жалобы о неверной квалификация действий юридического лица.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статье 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.

Лицензионные требования при обращении с отходами I - IV классов опасности, установлены подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 года N 2290, согласно которому для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности необходимо:

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) и соответствие транспортных средств, принадлежащих соискателю лицензии (лицензиату) на праве собственности или ином законном основании, необходимых (используемых) для выполнения заявленных работ, требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", включая требования наличия на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов;

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников соискателя лицензии (лицензиата), допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности, в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Из материалов дела следует, что проведенной Росприроднадзором проверкой установлено отсутствие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих Предприятию на праве собственности или ином законном основании, необходимые для выполнения заявленных работ и соответствующие требованиям статьи 16 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и отсутствие работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности (транспортирование отходов), то есть нарушение вышеуказанных лицензионных требований.

Таким образом, поскольку объективная сторона вменяемого МП «КОМСАХ» административного правонарушения выразилась в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами условий лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с транспортировкой отходов, квалификация действий МП «КОМСАХ» не соответствовала фактическим обстоятельствам дела.

В этой связи, действия МП «КОМСАХ» не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ и подлежали квалификации по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Однако, поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.2 и ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ имеют различные родовые объекты посягательства, переквалификация действий МП «КОМСАХ» в данном случае невозможна.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление №АВТ-1457/6 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Смердовой Д.В. от 18.01.2022 и решение судьи Анжеро-Судженского городского суда от 18.03.2022 подлежат отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях МП «КОМСАХ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Смердовой Д.В. от 18 января 2022 года и решение судьи Анжеро-Судженского городского суда от 18 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении муниципального предприятия Анжеро-Судженского городского округа «Коммунальное Спецавтохозяйство» отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, жалобу – удовлетворить.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Е.В. Ярова