ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-365/2021 от 23.08.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0010-01-2021-001494-60

Дело № 21-365/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

23 августа 2021 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Первопесьяновского сельского поселения ФИО1 на решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 7 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Первопесьяновского сельского поселения ФИО1,

установил:

Постановлением государственного инспектора г. Ишима, Ишимского, Абатского, Викуловского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ишиму, Аббатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области (далее по тексту также – ОНД и ПР Главного управления МЧС России по Тюменской области) № 137 от 29.04.2021 глава Первопесьяновского сельского поселения ФИО1, привлечён к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, поскольку должностным лицом сельского поселения допущено нарушение требований пунктов 63, 67, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479; части 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункты 8.9, 10.3, 10.4 свода правил 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225.

В жалобе в районный суд глава Первопесьяновского сельского поселения ФИО1 просил постановление должностного лица от 29.04.2021 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, указывая, что должностное лицо не конкретизировало в чем выразилось нарушение требований пожарной безопасности и ограничилось предположительными характеристиками, такими как «не в полном объеме» и «не достаточным количеством». Материалы дела не содержат расчетов, по которым объективно должностное лицо могло прийти к таким выводам. Материалы дела также не содержат сведений о разграничении земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, с земельными участками, находящимися в ведении сельской администрации. Исследований в части расположения пожарных резервуаров, естественных или искусственных водоемов при проведении административного расследования не проводилось, не устанавливался объем воды в данных резервуарах и водоемах, не устанавливалось наличие тупиковых трубопроводов с устройством приемных колодцев. Настаивал, что в материалах дела не содержится объективных, относимых, допустимых и достаточных доказательств несоблюдения им требований действующего законодательства.

Решением судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 7 июля 2021 года постановление должностного лица административного органа от 29.03.2021 оставлено без изменения, жалоба главы Первопесьяновского сельского поселения ФИО1 оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласен ФИО1, который в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи районного суда, а также постановление должностного лица административного органа отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения. Повторяя доводы, изложенные ранее, полагает, что судьёй районного суда не дана им ненадлежащая оценка. Настаивает, что акт осмотра территории не соответствует требованиям КоАП РФ, так как при его составлении не присутствовали понятые, собственник территории, отсутствует указание на способы измерений и применяемые средства измерений. Обращает внимание, что приложенные к возражениям должностного лица документы датированы 2018 годом.

На жалобу ФИО1 в вышестоящий суд поступили возражения Ишимской межрайонной прокуратуры, государственного инспектора г. Ишима, Ишимского, Абатского, Викуловского, Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ишиму, Аббатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области, в которых указанные лица полагают решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы ФИО1 удовлетворению не подлежащими.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 названной статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В силу части 2 названной статьи, те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту также – Федеральный закон № 69-ФЗ) следует, что пожарная безопасность –это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту также – Правила противопожарного режима, Правила), которые устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).

В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (пункт 63 Правил).

Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана (пункт 67 Правил).

Органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения (пункт 75 Правил).

Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту также – Федеральный закон № 123-ФЗ, Технический регламент) установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1 ст. 68).

Свод правил 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденный приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 (далее по тексту также – СП 8.13130) устанавливает требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов.

Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием (пункт 8.9 СП 8.13130).

Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии с пунктом 10.4 настоящего свода правил, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (пункт 10.3 СП 8.13130).

Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп) (пункт 10.4 СП 8.13130).

При этом, противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры) (статья 30 Федерального закона № 69-ФЗ).

Из ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тесту также Федеральный закон № 131-ФЗ) следует, что сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (пункт 9).

Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности установлены также статьёй 19 Федерального закона № 69-ФЗ, к числу которых, в частности, относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Согласно статье 38 Федерального закона № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, должностные лица в пределах их компетенции.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, постановлением Правительства Тюменской области от 19.04.2021 № 210-п на территории Тюменской области с 19.04.2021 введен особый противопожарный режим.

Двадцать второго апреля 2021 года Ишимской межрайонной прокуратурой с привлечением сотрудника ОНД и ПР по г. Ишиму, Ишимскому, Абатскому, Викуловскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальных районов Главного управления МЧС России по Тюменской области, во исполнение поручение Ишимского межрайонного прокурора от 16.04.2021 № 40-2021/2016 проведена проверка природоохранного законодательства, а также законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результату которой составлен акт осмотра территории от 22.04.2021.

Из указанного акта следует, что был проведен осмотр территорий населенных пунктов: с. Первопесьяново, п. Заозерный, д. Красивая, д. Речка, д. Екатериновка Ишимского района в результате которого было установлено, что ширина имеющейся противопожарной минерализованной полосы вокруг населенного пункта д. Красивая Ишимского района Тюменской области составляет в пределах 5 метров; ширина имеющейся противопожарной минерализованной полосы с южной стороны населенного пункта д. Речка Ишимского района Тюменской области составляет в пределах 5 метров; ширина имеющейся противопожарной минерализованной полосы с северной стороны населенного пункта д. Екатериновка Ишимского района Тюменской области составляет в пределах 5-7 метров. В ходе проведения осмотра было установлено, что на территории населенного пункта д. Красивая с восточной стороны, а именно на земельном участке (координаты: 56.359649 / 69.386762) межевание которого не проведено, не произведена своевременная уборка сухой растительности и покос травы. На территории населенного пункта д. Речка с северной стороны, а именно на земельном участке (координаты: 56.350224 /69.624653) межевание которого не проведено, не произведена своевременная уборка сухой растительности и покос травы. На территории населенного пункта д. Екатериновка в месте расположения ПВ по ул. Зеленая, 24, а именно на земельном участке (координаты: 56.290251 / 69.438459), межевание которого не проведено не произведена своевременная уборка сухой растительности и покос травы. В ходе осмотра было установлено, что на территории с. Первопесьяново Ишимского района Тюменской области из наружного противопожарного водоснабжения имеется только водонапорная башня, расположенная по ул. Главная (у фермы ЗАО Песьяновское) к которой не предусмотрен соответствующий нормам подъезд для пожарной техники и забора воды. В ходе осмотра было установлено, что на территории п. Заозерный Ишимского района Тюменской области из наружного противопожарного водоснабжения имеется водонапорная башня к которой не предусмотрен соответствующий нормам подъезд для пожарной техники и забор воды, а также пожарный водоем на территории школы по ул. Победы, 28. Расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов защиты (жилых домов, хозяйственных строений, объектов иного функционального назначения), расположенных в южной, западной и восточной частях населенного пункта, составляет свыше 200 метров (фактическое расстояние до 1510 метров). В ходе осмотра было установлено, что на территории населенного пункта д. Речка Ишимского района Тюменской области из наружного противопожарного водоснабжения имеется пожарный водоем по ул. Лесная, 8. Расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов защиты (жилых домов, хозяйственных строений, объектов иного функционального назначения), расположенных в южной, западной и восточной частях населенного пункта, составляет свыше 200 метров (фактическое расстояние до 405 метров). В ходе осмотра было установлено что на территории населенного пункта д. Екатериновка Ишимского района Тюменской области из наружного противопожарного водоснабжения имеется пожарный водоем по ул. Зеленая, 24. Расстояние от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения до объектов защиты (жилых домов, хозяйственных строений, объектов иного функционального назначения), расположенных в южной, западной и восточной частях населенного пункта, составляет свыше 200 метров (фактическое расстояние до 775 метров).

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.05.2021 ФИО1 является главой Первопесьяновского сельского поселения.

Постановлением Ишимского межрайонного прокурора от 27.04.2021 в отношении должностного лица - главы Первопесьяновского сельского поселения ФИО1, в его присутствии было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения главы Первопесьяновского сельского поселения ФИО1 постановлением должностного лица административного органа от 29.04.2021 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку в ходе обследования населенных пунктов Первопесьяновского сельского поселения: - с. Первопесьяново, п. Заозерный, д. Екатериновка, д. Речка, д. Красивая Ишимского района были выявлены допущенные указанным лицом нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов с. Первопесьяново, п. Заозерный д. Екатериновка, д. Речка д. Красивая не были созданы в полной мере противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров; на территориях населённых пунктов с. Первопесьяново, п. Заозерный, д. Екатериновка, д. Речка, д. Красивая не в полном объеме производится своевременная уборка сухой растительности и покос травы; территории населённых пунктов с. Первопесьяново, п. Заозерный, д. Екатериновка) не обеспечены достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения зданий, расположенных на удалении не более 200 метров от имеющихся источников наружного противопожарного водоснабжения, – чем ФИО1 допустил нарушение требований пунктов 63, 67, 75 Правил противопожарного режима; части 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пунктов 8.9, 10.3, 10.4 свода правил 8.13130.

Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела, материале об административном правонарушении, доказательств, в том числе: акта осмотра территории от 22.04.202; выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 30.05.2021; постановления Ишимского межрайонного прокурора от 27.04.2021 № 137, фотоматериалов, - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) главы Первопесьяновского сельского поселения ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из вышеизложенного следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения, что также отражено в статье 6 Устава муниципального образования «Первопесьяновское сельское поселение», при этом из материалов дела не следует, что вышеуказанные нарушения требований противопожарной безопасности установлены на земельных участках, принадлежащих физическим и юридическим лицам.

Из материалов дела не следует что представленная ФИО1 информация о наличии и исправности противопожарного водоснабжения на территории Первопесьяновского сельского поселения по состоянию 09.06.2018, а также о количестве населения, проживающего на территории указанного сельского поселения по состоянию на 13.06.2018, утратила актуальность в настоящее время. В то же время доводы жалобы в вышестоящий суд об отсутствии конкретизации допущенных ФИО1 нарушений требований пожарной безопасности на оспариваемом постановлении и материалах дела не основаны.

Из материалов дела следует, что меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, определяемые главой 27 КоАП РФ, в ходе производства по данному делу не применялись, вследствие чего оснований к применению к спорному правоотношению требований ст. 27.8 КоАП РФ не имеется. В то же время сведения, содержащиеся в акте осмотра территории на предмет соблюдения требований пожарной безопасности от 22.04.2021 подтверждены соответствующим фотоматериалом и иными, имеющимися в материалах дела и административном материале доказательствами, не опровергаются.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судьи районного суда, в материалы дела не представлено.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 ст. 29.10 КоАП РФ.

Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях (бездействии) главы Первопесьяновского сельского поселения ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 20.4 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 2 ст. 20.4 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене, либо изменению решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление Казанского, Сладковского, Сорокинского муниципальных районов по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ишиму, Аббатскому, Викуловскому, Ишимскому, Казанскому, Сладковскому, Сорокинскому муниципальным районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Тюменской области решение судьи Ишимского районного суда Тюменской области от 7 июля 2021 года оставить без изменения, жалобу главы Первопесьяновского сельского поселения ФИО1 оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко