Судья: Музыканкина Ю.А. Дело № 21-366/2020 (12-205/2020)
64RS0043-01-2020-002147-28
РЕШЕНИЕ
14 сентября 2020 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Черняева Л.В.,
при помощнике судьи Волчкове К.С.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 09 июля 2020 года по жалобе на постановление начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области ФИО2 от 22 мая 2020 года № 128/5-20-м по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1,
установил:
постановлением начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области ФИО2 от 22 мая 2020 года № 128/5-20-м ФИО1, как заместитель председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Волжского районного суда города Саратова от 09 июля 2020 года вышеуказанное постановление от 22 мая 2020 года оставлено без изменения.
ФИО1 на данное решение подана жалоба, в которой он просит об отмене судебного акта, полагая его, а также постановление должностного лица незаконными. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в материалах дела документов о его надлежащем извещении о времени и месте вынесения постановления по делу прокурором города Саратова. Выражает несогласие с выводами суда о наличии в действиях должностного лица состава правонарушения, а также вины. Считает, что судом не дана оценка неправильному указанию его должности в постановлении о назначении наказания.
В судебное заседание ФИО1 не явился, несмотря на надлежащее извещение. Его защитник Степанова Е.Г. доводы жалобы поддержала в полном объеме, также указала, что совершенное ФИО1 правонарушение можно отнести к малозначительным.
Начальник отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области ФИО2 в судебном заседании против доводов жалобы возражал, ссылаясь на их необоснованность.
Прокурор в судебном заседании полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, в связи с чем в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, выслушав участников судебного разбирательства, проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) под заказчиком понимается государственный и или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.
Статьей 64 Закона № 44-ФЗ регламентировано содержание документации об электронном аукционе.
Так, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию (в том числе): 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 65 Закона № 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона № 44-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ФИО1 является заместителем председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», назначен на должность приказом от 16 января 2018 года № 4-лс на основании трудового договора от 16 января 2018 года.
На официальном сайте единой информационной системы в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru размещено извещение от 03 февраля 2020 года № 0160300002720000002 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог с начальной (максимальной) ценой контракта 83000000 рублей, а также документация об аукционе, утвержденная должностным лицом администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1
Основанием к привлечению ФИО1 к ответственности послужило то, что согласно пункту 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ заказчиками являются государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона № 44-ФЗ муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее — Заказчик, Комитет) осуществляет деятельность на основании Положения, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-281 (ред. от 27 октября 2016 года) «О Положении о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов».
В соответствии с Положением Комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного хозяйства, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов». Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевые счета в соответствии с законодательством, от своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование расходов на содержание Комитета осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов».
Таким образом, согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 44-ФЗ Комитет выступает муниципальным заказчиком и осуществляет закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 7 Закона № 44-ФЗ установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 4 статьи 59 Закона № 44-ФЗ для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характерных (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из содержания ведомости объемов работ, размещенной в Технической части документации об аукционе, в ходе исполнения контракта победителю аукциона надлежит выполнить следующие работы: ямочный ремонт, ремонт асфальтобетонного покрытия, устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси, установка дорожных бортовых камней, ремонт тротуаров, нанесение линии дорожной разметки.
В Технической части документации об аукционе указана следующая информация о месте выполнения paбот, являющихся предметом контракта: «в соответствии с перечнем объектов (приложение к части III Техническая часть)».
При этом в приложении к Технической части аукционной документации указано: «Наименование объектов по содержанию автомобильных дорог - постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22 сентября 2014 года № 3010 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов».
Согласно пункту 1.1 проекта контракта Подрядчик обязан выполнить работы по содержанию автомобильных дорог, указанные в Смете (Приложение № 1 к Контракту), согласно перечню объектов (Приложение № 2 к Контракту), перечню материалов, используемых при выполнении работ (далее по тексту - Перечень материалов) (Приложение № 3 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта и сдать результат работ Заказчику.
Согласно пункту 2.3 проекта контракта место выполнения работ - согласно перечню объектов (Приложение № 2 к Контракту).
Аналогично Приложение к Контракту № 2 также содержит только указание на постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22 сентября 2014 года № 3010 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов».
Таким образом, должностным лицом министерства экономического развития Саратовской области верно установлен тот факт, что аукционная документация не содержит место выполнения работ, в том числе, не содержит конкретного перечня автомобильных дорог, где должны проводиться работы.
При этом, согласно постановлению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 22 сентября 2014 года № 3010 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов», в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Саратов» включены 1783 автомобильные дороги.
Также ведомость объемов работ в Технической части документации об аукционе не содержит объемов работ, которые необходимо выполнить на определенной улице.
В соответствии с документацией об аукционе и п. 2.3 проекта контракта работы по содержанию автомобильных дорог выполняются на основе заявки, которая направляется Заказчиком Подрядчику за 1 (один) день до начала выполнения работ любым доступным, оперативным способом (например: телефонограммой, факсимильной связью, электронной почтой, сотовой связью) по номерам либо адресу Подрядчика, указанным в контракте. В заявку указывается перечень (объем) работ и перечень объектов.
Исходя из изложенного, объект закупки, места проведения работ по содержанию автомобильных дорог сформулирован Заказчиком без возможности их конкретного идентификации. При этом форма заявки Заказчика в аукционной документации не содержится.
Указанное обстоятельство не позволяет потенциальным участникам аукциона подать заявки на участие в аукционе на заранее известных условиях.
Таким образом, при утверждении документации об аукционе Заказчиком были нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 3 статьи 33, пункта 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.
По факту выявленных нарушений постановлением первого заместителя прокурора города Саратова Смирнова Д.С. от 07 апреля 2020 года в отношении заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Факт утверждения ФИО1 документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих принятие ФИО1 всех зависящих от него мер для соблюдения вышеуказанных требований закона, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов, фактически направлены на переоценку исследованных должностным лицом и судьей доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении, получившим надлежащую правовую оценку, в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с санкцией части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, оснований для снижения размера назначенного административного штрафа либо замены вида наказания с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств не усматривается.
При вынесении постановления были учтены все обстоятельства, которые могли бы повлиять на вид и размер наказания. Кроме того, все доводы, изложенные заявителем в жалобе, ранее были приведены в качестве позиции по делу и нашли свое отражение в принятом постановлении о привлечении ФИО1 к ответственности. При вынесении прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении ФИО1 присутствовал.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Учитывая изложенное, обжалуемые акты подлежат оставлению без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 09 июля 2020 года по делу по жалобе на постановление начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд министерства экономического развития Саратовской области ФИО2 от 22 мая 2020 года № 128/5-20-м об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении заместителя председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Л.В. Черняева