ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-366/2015 от 17.07.2015 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

судья Калинина О.Н. дело № 21-366/2015

РЕШЕНИЕ

17 июля 2015 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Михалевой В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО10 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 28 октября 2014 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении главы города Орска Оренбургской области ФИО10,

установил:

постановлением заместителя руководителя Оренбургского УФАС России от 28 октября 2014 года глава города Орска Оренбургской области ФИО10 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 мая 2015 года постановление заместителя руководителя Оренбургского УФАС России от 28 октября 2014 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене постановления должностного лица, судебного решения и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения представителя антимонопольного органа ФИО11, возражавшей против доводов жалобы, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 25 апреля 2014 года комиссией УФАС по Оренбургской области принято решение по делу (исх. от 08 мая 2014 года) о нарушении администрацией города Орска Оренбургской области (далее – администрация) ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключение с ООО «***» договоров по взаимодействию и координации деятельности в сфере транспортного обслуживания населения по городским (муниципальным) автобусным маршрутам города Орска от 30 декабря 2011 года и от 11 февраля 2013 года . Заключение указанных договоров создало преимущественные условия хозяйствующему субъекту – ООО «***», осуществляющему деятельность по оказанию услуг по организации перевозок пассажиров, приносящую доход; в наделении ООО «***» функциями органа местного самоуправления.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении главы города Орска Оренбургской области ФИО10 по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, образуют действия (бездействие) должностных лиц, в том числе органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ.

Материалами дела установлено, что между администрацией (уполномоченный орган) и ООО «***» (представитель перевозчиков) заключен договор от 30 декабря 2011 года по взаимодействию и координации деятельности в сфере транспортного обслуживания населения по городским (муниципальным) автобусным маршрутам города Орска, согласно которому:

- настоящий договор регулирует взаимоотношения сторон по взаимодействию и координации деятельности в сфере транспортного обслуживания населения по городским (муниципальным) автобусным маршрутам города Орска: № 12А, 16, 16А, 18А, 21, 23А, 24, 25, 26, 26А, 31, 32, 35, 36, 38, 41, 44, 50, 55 на основании заключенных договоров между перевозчиками и «представителем перевозчиков» (п. 1.1 договора),

- уполномоченный орган обязуется предоставить представителю перевозчиков возможность использования объектов городской инфраструктуры для осуществления перевозчиками регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам, указанных в п. 1.1 настоящего договора (п. 2.1.1 договора),

- представитель перевозчиков, действуя от имени перевозчиков, обязуется предоставлять на договорной основе услуги перевозчикам – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающихся перевозкой пассажиров на маршрутах, указанных в п. 1.1 настоящего договора по направлению движения транспортных средств по линии в соответствии с нормами и правилами в области организации и оперативного управления движением, обеспечения безопасности дорожного движения, безопасности, качества и культуры обслуживания пассажиров (п. 2.2.1 договора),

- представитель перевозчиков ООО «***» обязуется: разрабатывать паспорта автобусных маршрутов, графики (расписания) и схемы движения транспортных средств на маршрутах, указанных в п. 1.1 настоящего договора, с указанием опасных участков (п. 2.2.2); обеспечивать диспетчерский контроль и оперативной управление работой перевозчиков для более эффективного использования подвижного состава на маршрутах, указанных в п. 1.1 настоящего договора, на договорной основе; заключать договоры с перевозчиками различных форм собственности на маршрутах, указанных в п. 1.1 настоящего договора (п. 2.2.4 договора),

- представитель перевозчиков обязан проводить линейный контроль на маршрутах, указанных в п. 1.1 настоящего договора за работой подвижного состава на маршрутах по соблюдению графиков движения, проверке правильности оформления путевой документации, правильности выдачи проездных документов; вести учет нарушений, допущенных перевозчиками и направлять его ежемесячно в администрацию города (п. 2.2.6 договора); вести сводный отчет выполненной транспортной работы перевозчиками и направлять его ежемесячно в администрацию города (п. 2.2.5),

- срок действия договора до 01.01.2013 (п. 6.2 договора).

Между администрацией (уполномоченный орган) и ООО «***» (представитель перевозчиков) заключен договор от 11 февраля 2013 года по взаимодействию и координации деятельности в сфере транспортного обслуживания населения по городским (муниципальным) автобусным маршрутам города Орска, согласно условиям которого:

- настоящий договор регулирует взаимоотношения сторон по взаимодействию и координации деятельности в сфере транспортного обслуживания населения по городским (муниципальным) автобусным маршрутам города Орска: № 12А, 16, 16А, 18А, 21, 23А, 24, 25, 26, 26А, 31, 32, 35, 38, 41, 44, 50, 55 на основании заключенных договоров между перевозчиками и «представителем перевозчиков» (п. 1.1 договора),

- уполномоченный орган обязуется предоставить представителю перевозчиков возможность использования объектов городской инфраструктуры для осуществления перевозчиками регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам, указанных в п. 1.1 настоящего договора (п. 2.1.1 договора),

- представитель перевозчиков, действуя от имени перевозчиков, обязуется предоставлять на договорной основе услуги перевозчикам – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающихся перевозкой пассажиров на маршрутах, указанных в п. 1.1 настоящего договора по управлению движением транспортных средств на линии в соответствии с нормами и правилами в области организации и оперативного управления движением, обеспечения безопасности дорожного движения, безопасности, качества и культуры обслуживания пассажиров (п. 2.2.1 договора),

- представитель перевозчиков ООО «***» обязуется заключать договоры с перевозчиками различных форм собственности на маршрутах, указанных в п. 1.1 настоящего договора (п. 2.2.4 договора),

- представитель перевозчиков проводит линейный контроль на маршрутах, указанных в п. 1.1 настоящего договора, за работой подвижного состава на маршрутах по соблюдению графиков движения, проверке правильности и оформления путевой документации, правильности выдачи проездных документов; ведет учет нарушений, допущенных перевозчиками, и направляет его ежемесячно в администрацию города (п. 2.2.5 договора);

- ООО «***» обязуется принимать участие в рассмотрении обращений граждан и организаций по вопросам работы общественного пассажирского транспорта на маршрутах, указанных в п. 1.1 настоящего договора (п. 2.2.12 договора);

- срок действия договора до 01.01.2014 (п. 6.2 договора),

- если до окончания срока действия настоящего договора ни одна из сторон не заявит о прекращении действия договора, о необходимости заключения нового договора на иных условиях, настоящий договор считается продленным (пролонгированным) на следующий годичный срок на прежних условиях (п. 6.4 договора).

Антимонопольным органом также установлено наличие договоров между ООО «***» и индивидуальными предпринимателями ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и др. по оказанию услуг по организации перевозок пассажиров от 21 октября 2011 года.

Предметом данный договоров является регулирование взаимоотношений сторон по организации и осуществлению регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городскому (муниципальному) маршруту, по оперативному управлению движения транспортных средств на маршруте в соответствии с нормами и правилами в области пассажирских перевозок обеспечения безопасности дорожного движения, бесперебойности, качества и культуры обслуживания пассажиров, с обязательным согласованием со старшим маршрута (п. 1.1 договора).

Как установлено в ходе проверки, конкурс на право осуществления пассажирских перевозок администрацией не проводился.

Исходя из письменных объяснений перевозчиков – индивидуальных предпринимателей ФИО1, ФИО6, ФИО7 договоры на осуществление пассажирских перевозок с администрацией не заключались.

Вместе с тем, согласно п. 6.4.2 Правил организации транспортного обслуживания населения на автомобильном пассажирском транспорте общего пользования на муниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории муниципального образования «город Орск», утвержденных Решением Орского городского Совета дерутатов Оренбургской области от 10.03.2009 года № 47-810, перевозчику запрещается выполнять пассажирские перевозки без договора с администрацией города Орска и (или) при аннулированном договоре.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ст. 22 Устава муниципального образования «Город Орск Оренбургской области (далее - Устав) структуру органов местного самоуправления города Орска составляют:

- представительный орган города Орска – городской Совет депутатов;

- глава муниципального образования – глава города Орска;

- исполнительно - распорядительный орган города Орска – администрация города Орска.

Администрация города Орска Оренбургской области является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, осуществляет свою деятельность на основании Положения об администрации города Орска, утвержденного городским Советом (ч. 1 ст. 31 Устава).

В соответствии с ч. 4 ст. 24, ч. 2 ст. 25 Устава, глава города Орска исполняет полномочия главы администрации города Орска. Все отраслевые (функциональные), территориальные органы администрации города находятся в подчинении главы города Орска, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним за свою деятельность. Глава города Орска руководит деятельностью администрации города Орска на принципах единоначалия.

На момент совершения правонарушения главой города Орска являлся ФИО10, действующий на основании решения Избирательной комиссии муниципального образования город Орск Оренбургской области от 11 октября 2010 , Распоряжения администрации города Орска Оренбургской области от 11 октября 2010 года № 167-р «О вступлении в должность В.А. Франца».

Согласно п. 17 ч. 1 ст. 25 Устава, глава города Орска имеет право заключать договора и соглашения, в том числе, с предприятиями, учреждениями и организациями.

Договор от 30 декабря 2011 года № 03-3 по взаимодействию и координации деятельности в сфере транспортного обслуживания населения по городским (муниципальным) автобусным маршрутам города Орска, договор от 11 февраля 2013 года по взаимодействию и координации деятельности в сфере транспортного обслуживания населения по городским (муниципальным) автобусным маршрутам города Орска с ООО «***» со стороны администрации города Орска Оренбургской области подписана главой города Орска ФИО10

ФИО10, будучи главой города Орска, наделенным функциями, указанными в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, при принятии решения о подписании указанных выше договоров обязан соблюдать требования законодательства в области защиты конкуренции, что сделано не было.

При таких обстоятельствах антимонопольный орган пришел к правильному выводу о нарушении главой города Орска ФИО10 требований ч. 1, 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в непроведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным городским (муниципальным) маршрутам; создании преимущественных условий ООО «***», осуществляющему деятельность по оказанию услуг по организации перевозок пассажиров, приносящую доход; наделении ООО «***» функциями органа местного самоуправления.

При этом ссылка заявителя на Положение об отделе по транспорту и связи администрации города Орска, утвержденное решением Орского городского Совета депутатов от 06.10.2010 года № 69-1269, не освобождает ФИО10 от ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, поскольку непосредственно им принималось решение о подписании названных выше договоров.

Таким образом, глава города Орска Оренбургской области ФИО10 является субъектом вмененного ему административного правонарушения и обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

В жалобе заявитель просит о прекращении производства по делу ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

Указанный довод подлежит отклонению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Совершенное ФИО10 административное правонарушение посягает на охраняемые законом отношения в области развития добросовестной конкуренции, предотвращения злоупотреблений в данной сфере, поэтому такое правонарушение по своему характеру не может быть признано малозначительным. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, к исполнению своих обязанностей.

Указание в жалобе о том, что в нарушение п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ антимонопольный орган не направил Францу В.А. копию протокола об административном правонарушении, чем нарушил его право на защиту, не влечет отмену обжалуемых актов.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФИО10 не допущено.

Из материалов дела следует, что в адрес администрации города Орска Оренбургской области было направлено главе города Орска Францу В.А. приглашение для составления протокола от 26 сентября 2014 года № 15913. Приглашение получено администрацией 13 октября 2014 года.

Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО10 составлен 16 октября 2014 года с участием защитника Воронина А.В., действующего на основании доверенности от 15 октября 2014 года . Копия протокола вручена защитнику ФИО9 и дополнительно Францу В.А. не направлена.

Как правильно указано в доводах жалобы, из содержания доверенности от 15 октября 2014 года усматривается, что глава города Орска ФИО10 уполномочивает начальника отдела правовой экспертизы юридического управления администрации города Орска ФИО9 защищать и представлять его интересы в УФАС по Оренбургской области при участии в деле об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, для чего наделяется осуществлением следующих прав: знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, правом подписания протокола об административном правонарушении; подписывать исходящие документы, включая запросы, претензии, письма, подписание которых необходимо в целях защиты интересов главы города Орска.

Изложенное означает, что объем полномочий, которыми в соответствии с указанной доверенностью наделен ФИО9, не предоставляет ему право получать протокол об административном правонарушении.

Вместе с тем, копия протокола об административном правонарушении ФИО9 была получена, о чем в протоколе имеется соответствующая запись, выполненная ФИО9

В материалах дела об административном правонарушении представлено письмо от 27 октября 2014 года , подписанное главой города Орска ФИО10 и адресованное заместителю руководителя УФАС по Оренбургской области ФИО8, согласно которому ФИО10 уведомляет антимонопольный орган о том, что решение комиссии УФАС по Оренбургской области от 08 мая 2014 года по делу , на основании которого составлен протокол об административном правонарушении от 16 октября 2014 года и вынесено определение от 16 октября 2014 года о назначении времени и места рассмотрения дела, обжалуется администрацией города Орска Оренбургской области в Арбитражном суде Оренбургской области (л.д. 159).

Из содержания данного письма можно сделать вывод о том, что глава города Орска ФИО10 получил составленный в отношении него протокол об административном правонарушении, поскольку в письме приводится точная дата вынесения протокола и его порядковый номер.

При таких обстоятельствах допущенное антимонопольным органом нарушение требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в части ненаправления Францу В.А. копии протокола об административном правонарушении не свидетельствует о нарушении его права на защиту.

Также в материалах дела имеются сведения о вручении ФИО9 копии определения о времени и месте рассмотрения дела , вынесенного должностным лицом антимонопольного органа 16 октября 2014 года. Дополнительно Францу В.А. данное определение, содержащее сведения о том, что рассмотрение дела состоится 28 октября 2014 года в 11 часов 30 минут в помещении УФАС России по Оренбургской области, не направлялось.

Вместе с тем, судьей первой инстанции сделан правильный вывод о том, что глава города Орска ФИО10 был извещен о времени и месте рассмотрения дела должностным лицом.

Содержание приведенного выше письма от 27 октября 2014 года свидетельствует о том, что ФИО10 получил определение о времени и месте рассмотрения дела , поскольку текст письма содержит указание о том, что письмо написано в соответствии с названным определением. Кроме того, в антимонопольный орган были представлены справка о заработной плате главы города и другие документы, требование о представлении которых содержалось в указанном определении.

28 октября 2014 года глава города Орска ФИО10 на рассмотрение дела в антимонопольный орган не явился, направив для участия в рассмотрении дела своего защитника Воронина А.В., действующего на основании доверенности от 27 октября 2014 года № 2489/1.

При таких обстоятельствах дело рассмотрено должностным лицом антимонопольного органа в отсутствии главы города Орска ФИО10 с соблюдением требований, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на то, что при составлении протокола об административном правонарушении Францу В.А. не разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, необоснованны.

Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО10 составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Протокол об административном правонарушении содержит положения ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ. Разъясняется содержание положений этих норм и в приглашение для составления протокола от 26 сентября 2014 года .

Исходя из изложенного выше, оснований судить о нарушении права на защиту главы города Орска ФИО10 не имеется.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

Постановление о привлечении главы города Орска ФИО10 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 28 октября 2014 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 29 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в отношении главы города Орска ФИО10 оставить без изменения, а жалобу ФИО10 – без удовлетворения.

Судья Оренбургского

областного суда Каширская Е.Н.