ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-367/2022 от 14.04.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 21-367/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск 14 апреля 2022 г.

Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Сибирская Строительная Компания» С. на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Роспироднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 13 декабря 2021 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 16 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Сибирская Строительная Компания»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением № Э-872/11 ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Роспироднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 13 декабря 2021 г ООО «Сибирская Строительная Компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 16 февраля 2022 г. постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Роспироднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 13 декабря 2021 г оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, генеральный директор ООО «Сибирская Строительная Компания» С. просит отменить постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Роспироднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 13 декабря 2021 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 16 февраля 2022 г., производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку у ООО «Сибирская Строительная Компания» отсутствует обязанность разрабатывать и проводить соответствующие мероприятия по НМУ.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебный материал по жалобе, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Межрегиональным управлением управления Роспироднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории на основании решения о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия № 80-р от 1 сентября 2021 г. проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Сибирская Строительная Компания».

В ходе проверки 30 сентября 2021 г. выявлены нарушения требований пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», абзаца 3 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, утвержденных Приказом Минприроды России № 811 от 28 ноября 2019 г., а именно: ООО «Сибирская Строительная Компания» не имеет разработанного и согласованного плана мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ.

Действия ООО «Сибирская Строительная Компания» квалифицированы по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 3 декабря 2021 г.; актом проверки от 30 сентября 2021 г.; решением о проведением проверки, выпиской из ЕГЮРЛ и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучение материалов дела свидетельствует, что при рассмотрении дела должностное лицо и при его пересмотре судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовали все имеющиеся по делу доказательства. Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, должностное лицо Роспироднадзора и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Сибирская Строительная Компания» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судьей Октябрьского районного суда г. Иркутска при рассмотрении жалобы защитника ООО «Сибирская Строительная Компания» К. доводы о незаконности постановления ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Роспироднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 13 декабря 2021 г. тщательно исследованы и обоснованно отвергнуты как несостоятельные.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела и при его пересмотре не допущено.

В постановлении ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Роспироднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 13 декабря 2021 г. содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства.

Доводы генерального директора ООО «Сибирская Строительная Компания» С. об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку у ООО «Сибирская Строительная Компания» отсутствует обязанность разрабатывать и проводить соответствующие мероприятия по НМУ, являются несостоятельными.

Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 г. № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 1 Требований).

Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 2 Требований).

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора (пункт 3 Требований).

На основании вышеизложенных норм установлено, что ООО «Сибирская Строительная Компания» является лицом, обязанным разрабатывать и согласовывать план мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ.

Экспертное заключение по проекту ПДВ Номер изъят от 22 ноября 2021 г., оцениваю в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом совокупности иных имеющихся по делу доказательств, при этом, считаю, что выводы эксперта сделаны без учета ряда обстоятельств, относящихся к событию административного правонарушения. В этой связи, не принимаю во внимание представленное заключение эксперта, которое, по мнению заявителя, свидетельствует о его невиновности в совершении административного правонарушения, поскольку оно противоречит совокупности собранных по делу доказательств, которая является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

Постановление о привлечении ООО «Сибирская Строительная Компания» к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы о виновности ООО «Сибирская Строительная Компания» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Какие-либо существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, отсутствуют.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления.

В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 данного Кодекса, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 26.03.2022 №70-ФЗ» внесены изменения, настоящий кодекс дополнен статьей 4.1.2. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) указанного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В этом случае, исходя из положений части 3 статьи 4.4 Кодекса, административное наказание назначается: в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения (п. 1), в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (п. 2).

На необходимость соблюдения требований части 2 статьи 4.4 Кодекса при назначении административного наказания обращено внимание пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 данного Кодекса.

По смыслу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обсуждение вопроса о замене административного штрафа на предупреждение является не правом, а обязанностью лиц, уполномоченных рассматривать дело об административном правонарушении

Защитником ООО «Сибирская Строительная Компания» К., действующей на основании доверенности в Иркутский областной суд представлены сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 14 апреля 2022 г., из которых следует, что сведения об ООО «Сибирская Строительная Компания» внесены в реестр 10 апреля 2022 г. по категории «микропредприятие», а также копии 8 постановлений о назначении ООО «Сибирская Строительная Компания» административного наказания за правонарушения, предусмотренные 8 главой настоящего Кодекса, выявленные в ходе проведения одной проверки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение, в том числе об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах обжалуемые постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Роспироднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 13 декабря 2021 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 16 февраля 2022 г. подлежат изменению: назначенное ООО «Сибирская Строительная Компания» наказание в виде административного штрафа в размере20 000 руб. подлежит замене на наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Роспироднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 13 декабря 2021 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 16 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Сибирская Строительная Компания» изменить назначенное ООО «Сибирская Строительная Компания» в виде штрафа 20000 рублей, заменить на предупреждение.

В остальной части вышеуказанное постановление и решение оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Сибирская Строительная Компания» С. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья П.И. Слепнёв