ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-368/2015 от 08.12.2015 Курского областного суда (Курская область)

Судья Найденова О.Н. Дело № 21-368АК-2015

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

08 декабря 2015 года г. Курск

Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 28 сентября 2015 года по делу по жалобе ФИО1 на постановление руководителя Курского УФАС России ФИО2 от 30 марта 2015 года по делу №04-02-18-2015 об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.9.16 КоАП РФ, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, начальника службы по работе на рынках тепловой энергии аппарата управления ООО «Курская ТСК»,

установила:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 30 марта 2015 года №04-02-18-2015 начальник службы по работе на рынках тепловой энергии аппарата управления ООО «Курская ТСК» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 28 сентября 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Курский областной суд, ФИО1 ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав ФИО1 и его защитника по доверенности Прудникова Р.Ю., поддержавших доводы жалобы, объяснения главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий Курского УФАС России ФИО3 – должностного лица, составившего протокол об административных правонарушениях, полагаю обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 05.02.2015г. Государственной жилищной инспекцией Курской области в адрес УФАС по Курской области передано заявление КРОД «Народное ЖКХ» с жалобой на действия ООО «Курская ТСК», выразившиеся в неправомерном отказе от установки в многоквартирном жилом доме № по ул.<адрес> общедомового прибора учета тепловой энергии.

Теплоснабжение жилого дома № по ул.<адрес> в соответствии с договором на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 09.01.2013г. №2350291 осуществляет ООО «Курская ТСК». Коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии как по состоянию на 01.07.2013 года, так и на дату составления протокола об административном правонарушении 16 марта 2015 года в указанном жилом доме не установлен.

Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон «Об энергосбережении») регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых, энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжением которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» до 01.07.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды, электрической энергии.

Согласно части 12 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой тепловой энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемой воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Обязанность по оснащению приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений. В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в силу положений части 12 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2013 возложена на ресурсоснабжающую организацию, при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений независимо от наличия обращений управляющих организаций либо собственников жилых помещений.

Установлено, что многоквартирный жилой дом № по ул. <адрес> находится в управлении ООО «Управляющая компания Курска». Теплоснабжение жилого дома № по ул<адрес> в соответствии с договором на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 09.01.2013г. №2350291 осуществляет ООО «Курская ТСК». Коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии по состоянию на 01.07.2013 года, а также на дату составления протокола об административном правонарушении 16 марта 2015 года в указанном жилом доме отсутствует.

Из анализа положений статьи 162 ЖК РФ, Закона «Об энергосбережении» следует, что управляющая организация не осуществляет непосредственную поставку (продажу) коммунальных ресурсов, а является посредником между ресурсоснабжающей организацией и собственниками многоквартирного дома - непосредственными потребителями коммунальных ресурсов.

ООО «Курская ТСК», являясь ресурсоснабжающей организацией, в силу положений частей 9, 12 статьи 13 Закона «Об энергосбережении» и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в их взаимосвязи, несет обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет; при этом оно обязано было предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.

Доводы жалобы со ссылкой на Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010г. №149, которым утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, предусматривающий, что в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов выступает, в частности, лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, состоятельными признать нельзя.

Положения ч.12 ст.13 Закона «Об энергосбережении» обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета в срок до 01.07.2013г., в случае их отсутствия, возлагают на ресурсоснабжающую организацию, независимо от наличия обращений управляющих организаций либо собственников жилых помещений.

Доводы жалобы о том, что в многоквартирном жилом доме № по ул. <адрес> отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета тепловой энергии, что подтверждается актами обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета от 28.09.2012г., составленным представителем ОАО «Квадра – Генерирующая компания» в присутствии представителя ООО «Управляющая компания города Курска» и от 27.03.2015г., составленным представителем ООО «Курская ТСК» в присутствии представителя ООО «Управляющая компания города Курска», также необоснованны.

Данные доводы приводились в ходе рассмотрения дела судьей районного суда и, как правильно указано в оспариваемом решении, вывод о непригодности трубопровода и технически связанных с ним внутридомовых коммуникаций для установки прибора учета горячей воды сделан только на основе визуального осмотра, в актах отсутствует техническое описание коммуникаций жилого многоквартирного дома № по ул. <адрес>, не определены критерии, по которым установлено отсутствие технической возможности установки общедомового прибора учета. Собственники указанного жилого дома в ходе осмотров не присутствовали и, соответственно, данные акты не подписывали. До настоящего времени ООО «Курская ТСК» не установило в надлежащем порядке факт отсутствия технической возможности установки такого прибора учета, что не позволяет сделать объективные выводы о непригодности трубопровода и технически связанных с ним внутридомовых коммуникаций для установки прибора учета тепловой энергии.

Ходатайство защитника ФИО1Прудникова Р.Ю. о назначении экспертизы для определения наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного прибора учета тепловой энергии в жилом доме № по ул. <адрес>, заявленное в ходе рассмотрения настоящего дела, удовлетворению не подлежит, поскольку наличие (отсутствие) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета должно быть определено в порядке, установленном Приказом Минрегиона России от 29.12.2011г. №627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», а не экспертным путем.

Из материалов дела следует, что ООО «Курская ТСК» было достоверно известно об отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме № по <адрес>.

Между тем, ООО «Курская ТСК» до 01 июля 2013г. не были исполнены требования, установленные ч.12 ст.13 Закона «Об энергоснабжении», по оснащению указанного многоквартирного жилого дома таким прибором учета.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, совершившее административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя, а также другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения, предусмотренные, статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с приказом генерального директора ООО «Курская ТСК» от 30.04.2013г. №147 «О назначении ответственного» начальник службы по работе на рынках тепловой энергии аппарата управления ООО «Курская ТСК» ФИО1 назначен ответственным за выполнение требований законодательства, в том числе требований ч.12 ст.13 ФЗ от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды и тепловой энергии.

Частью 12 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Таким образом, действия должностного лица ООО «Курская ТСК» - начальника службы по работе на рынках тепловой энергии аппарата управления ООО «Курская ТСК» ФИО1, приведшие к нарушению обществом требований ч.12 ст.13 Закона «Об энергосбережении», выразившиеся в неисполнении обязанности по оснащению до 01.07.2013г. многоквартирного жилого дома № по <адрес> коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.12 ст.9.16 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах решение и постановление сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда

р е ш и л а:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 30 марта 2015 года № 04-02-18-2015 и решение судьи Ленинского районного суда города Курска от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Курского областного суда И.Н. Переверзева