ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-36/19 от 06.02.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Иванов Д.Н. Дело № 21-36/2019

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

06 февраля 2019 года г. Смоленск

Судья Смоленского областного суда Штейнле А.Л., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 16 ноября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ,

установил:

постановлением начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами (далее – Департамент) № 27-2/18 от 16.11.2018 г. Глава города Смоленска ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 19.12.2018 г. вышеуказанное постановление изменено в части назначенного административного наказания. административный штраф снижен до 20000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу акты, поскольку доказательств нецелевого использования им бюджетных средств не представлено, платежные документы свидетельствуют о направлении денежных средств именно на цели, предусмотренные Соглашением – благоустройство дворовых территорий – цель, на которую предоставлена субсидия. Судом не установлено, на какие именно иные цели с нарушением адресности были направлены бюджетные средства. Также считает, что по одному факту совершения правонарушения – невыполнение объемов работ определенных сметной документацией при благоустройстве дворовых территорий, выявленному в ходе одной проверки, в рамках одного Соглашения, не может выноситься несколько постановлений о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1, поскольку о месте и времени рассмотрения дела он извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, обеспечил явку защитника в судебное заседание.

Исследовав письменные материалы дела, проверив доводы жалобы, а также законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Согласно ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу ст. 152 БК РФ к участникам бюджетного процесса относятся, в том числе, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, получатели бюджетных средств.

Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ; получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (ч. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Постановлением Администрации Смоленской области от 20.03.2017 г. № 153 утверждено Положение о целях и условиях предоставления и расходования субсидии для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области в рамках реализации областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области» на 2014-2020 годы на поддержку мероприятий по благоустройству дворовых территорий, расположенных на территориях муниципальных образований Смоленской области для предоставления указанных субсидий (далее – Положение).

31.03.2017 г. между Департаментом Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Администрацией города Смоленска заключено соглашение № 63/2017-ДвТер (далее – Соглашение), предметом которого в соответствии с п. 1.1. является предоставление в 2017 году субсидии из областного бюджета бюджету города Смоленска в рамках реализации областной государственной программы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Смоленской области» на 2014-2020 годы на благоустройство дворовых территорий.

Пунктом 12 Положения установлено, что субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Согласно пункту 8 Положения Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунального хозяйству, с учетом представленных документов, указанных в пункте 7.1 Положения, осуществляет перечисление субсидии бюджету муниципального образования в соответствии с заключенным с уполномоченным органом Соглашением.

На основании пункта 3.3 Соглашения перечисление субсидии из областного бюджета в бюджет города Смоленска осуществляется на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке на единые счета местных бюджетов, открытые в территориальных органах Федерального казначейства.

Платежным поручением от 19.12.2017 г. № 742988 Департамент Смоленской области по строительству и ЖКХ перечислил субсидию бюджету города Смоленска в сумме 11 873 306,80 рублей.

Выполненные подрядчиком работы по обустройству дворовых территорий согласно муниципальному контракту от 06.09.2017 г. № 100, заключенному с ОАО «ДЭП № 47», оплачены подрядчику за счет: денежных средств бюджета города Смоленска - платежным поручением от 13.12.2017 г. № 145577 на сумму 1 187,45 рублей; денежных средств, полученных в качестве субсидии по Соглашению, на общую сумму 11 873 306,80 рублей - платежными поручениями от 21.12.2017 г. № 149148 в сумме 9617 378,51 рублей (федеральный бюджет), № 149149 в сумме 2 255928,29 рублей (областной бюджет); внебюджетных средств платежным поручением от 13.12.2017 г. № 145576 на сумму 45505,15 рублей.

09.07.2018 г. Департаментом Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами в отношении Администрации города Смоленска, Управления ЖКХ Администрации города Смоленска проведена внеплановая выездная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий из бюджета Смоленской области для софинансирования расходов бюджета города Смоленска на обустройство мест массового посещения граждан и благоустройство дворовых территорий в рамках вышеуказанной областной государственной программы.

По итогам проверки составлен акт от 30.08.2018 г., согласно которому выявлено расхождение между объемами фактически выполненных работ и объемами работ, указанными в актах о приемке выполненных работ (форма КС-2) по следующим объектам:

- по адресу ул. Кирова, д. 1 согласно формам КС-2 от 10.12.2017 г. №№ 1-4, формам КС-3 от 10.12.2017 г. №№ 1-4 выполнены работы на общую сумму 901650, 97 рублей.

В ходе выборочного контрольного обмера выполненных работ, принятых по форме КС-2 от 10.12.2017 г. № 1 (проезды для автотранспорта) на сумму 818 285,16 рублей, установлено расхождение между объемами фактически выполненных работ и объемами работ, принятых по акту, на сумму 4 461,58 рублей, что выражается в отсутствии бортовых камней, требующихся при обустройстве проездов для автотранспорта в количестве 1 штуки (фактически установлено 160 комней вместо принятого по акту 161 камня) и камней, требующихся при обустройстве дорожек, в количестве 1 штуки (фактически установлено 160 камней вместо принятого по акту 161 камня); в отсутствии обустроенного покрытия из горячих асфальтобетонных смесей площадью 3,1 кв. м (фактически 625 кв. м вместо принятых по акту 628,1 кв. м); в отсутствии ремонта тротуара из литого асфальта площадью 1,6 кв. м (фактически отремонтировано 192 кв. м вместо принятых по акту 193,6 кв. м).

В ходе выборочного контрольного обмера выполненных работ, принятых по форме КС-2 от 10.12.2017 г. № 4 (дополнительные работы) на сумму 66150,75 рублей, установлено расхождение между объемами фактически выполненных работ и объемами работ, принятых по акту, на сумму 77611 руб., что выражается в отсутствии антипарковочных столбиков в количестве 10 штук (фактически установлено 34 столбика вместо принятых по акту 44 столбиков).

09.11.2018 г. должностным лицом Департамента за допущенное правонарушение, выразившееся в направлении бюджетных средств в общей сумме 12 025,19 рублей (из них федеральный бюджет – 9740,48 рублей, областной бюджет – 2284,71 рублей), полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением от 31.03.2017 г., являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, в отношении Главы города Смоленска ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, и постановлением начальника Департамента от 16.11.2018 г. ФИО1 признан виновным в совершении указанного правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09.11.2018 г. № 20, соглашением от 31.03.2017 г. № 63/2017-ДвТер, платежным поручением от 19.12.2017 г. № 742988, муниципальным контрактом от 06.09.2017 г. № 100, платежными поручениями от 21.12.2017 г. № 149148, от 21.12.2017 г. № 149149, актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справками о стоимости выполненных работ (форма КС-3), актом внеплановой выездной проверки от 30.08.2018 г. и иными материалами дела, которые получили оценку судьей на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения (включая место его совершения), лицо, нарушившее требования законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Довод ФИО1 о том, что доказательств нецелевого использования им бюджетных средств не представлено, платежные документы свидетельствуют о направлении денежных средств именно на цели, предусмотренные Соглашением – благоустройство дворовых территорий – цель, на которую предоставлена субсидия, является несостоятельным, опровергается вышеуказанными доказательствами и основан на неверном толковании закона, поскольку направление бюджетных средств хотя бы и на цель, на которую предоставлена субсидия, но в большем, чем предусмотрено Соглашением размере, свидетельствует о том, что часть бюджетных средств направлена на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением от 31.03.2017 г. и образует состав административного правонарушения. предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Нельзя согласиться и с доводом жалобы о том, что по одному факту совершения правонарушения – невыполнение объемов работ определенных сметной документацией при благоустройстве дворовых территорий, выявленному в ходе одной проверки, в рамках одного Соглашения, не может выноситься несколько постановлений о привлечении к административной ответственности.

Состав вмененного административного правонарушения образует совершение конкретной платежно-расчетной операции по расходованию бюджетных средств. Из акта проверки от 30.08.2018 г. следует, что после заключения соглашения о предоставлении субсидии было заключено несколько муниципальных контрактов на выполнение работ по обустройству дворовых территорий. Оплата работ подрядчикам по каждому контракту также производилась разными платежными поручениями. Таким образом, вменяемые должностному лицу административные правонарушения образованы разными фактическими обстоятельствами и не вытекают из одного действия (бездействия), содержащего составы разных правонарушений, как обязательного и необходимого условия для возможности применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ. В данном случае имели место действия, которые образуют составы нескольких аналогичных административных правонарушений.

Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание по решению судьи районного суда назначено должностному лицу ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.14 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника Департамента Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами от 16 ноября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Смоленска от 19 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Главы города Смоленска ФИО1 оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.

Судья А.Л. Штейнле