ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-370 от 21.09.2015 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 21 - 370

Судья – Пестерников М.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу об административном правонарушении

г. Мурманск 21 сентября 2015 года

Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В.,рассмотрев жалобу должностного лица Публичного акционерного общества «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 28 июля 2015 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением № * старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Северо-Западному федеральному округу от * года должностное лицо – *** АЗС ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» (в настоящее время Публичного акционерного общества «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт») (далее - Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.

Вынесенное постановление обжаловано ФИО1 в судебном порядке. В жалобе просил постановление о назначении административного наказания отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что отсутствовали основаниям для проведения проверки в отношении ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт», поскольку Общество не осуществляет деятельность по бункеровке судов топливом.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 28 июля 2015 года по результатам рассмотрения жалобы постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, ФИО1, приводя в обоснование доводы, послужившие основанием для обращения в суд, просит постановление о назначении административного наказания и решение судьи, принятое по жалобе на постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо – Западному Федеральному округу в лице Отдела надзора на море (Архангельская область и Ненецкий АО, Мурманская область) в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Проверив материалы дела, выслушав должностное лицо ФИО1 и его защитника Копытова К.В., поддержавших жалобу, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

В соответствии со ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей,

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано понятие, что отходы производства и потребления – это товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с п. 4.9 ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение, нефтепродукты в таре следует хранить на стеллажах, поддонах или в штабелях в крытых складских помещениях, под навесом или на спланированной площадке, защищенной от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

Согласно п. 5 ст. 100 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», по периметру площадок производственных объектов хранения нефтепродуктов в таре должно быть предусмотрено устройство замкнутого земляного обвалования или ограждающей стены из негорючих материалов.

Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации и сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Как следует из материалов дела, в период с *** года на основании распоряжения № * от _ _ г. Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу проведена внеплановая (выездная) проверка в отношении юридического лица - ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт».

Проверка проводилась с целью исполнения п. 4 поручения Президента Российской Федерации ФИО2 от 02.11.2014 г. № Пр-2656; приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.12.14 г. № 837, которым, в свою очередь, был утвержден График проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В ходе проверки осмотрена площадка производственной и хозяйственной деятельности Общества, расположенная в ...

При осмотре установлено хранение, накопление отходов (дерево, металл), которые размещены навалом на открытом грунте, не защищены от воздействия атмосферных осадков, отсутствует площадка из твердого покрытия, нет обваловки, навеса, ливневой канализации.

Размещение мусорных контейнеров, также не соответствует вышеуказанным требованиям санитарных норм и правил (СанПиН) и природоохранного законодательства РФ. Контейнеры не имеют крышек, не огорожены. Возле контейнеров разбросан мусор.

На открытом грунте осуществляется хранение нефтепродуктов в бочках. Под бочками наблюдаются проливы ГСМ, которые растекаются по территории под действием осадков в отсутствие обваловки. На территории наблюдаются разрозненные пятна нефтепродуктов, которые также растекаются по земле под действием талых вод и осадков.

Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами: протоколом об осмотре территорий и акваторий № * от _ _ г.; фотоматериалами по делу; распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от _ _ г. № *; протоколом об административном правонарушении от _ _ г. № *; актом проверки № * от _ _ г.; свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица; выпиской из ЕГРЮЛ; предписанием № * от _ _ г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды; ответом федеральной службы по надзору в сфере природопользования № * от _ _ г.; письменными объяснениями ФИО1; должностной инструкцией механика АЗС; приказом № _ _ г.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом № * от _ _ г. на *** АЗС ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» ФИО1 возложена ответственность за организацию работ, направленных на обеспечение охраны окружающей среды в подразделении Мурманских АЗС, ТМЦ.

Согласно п.п. 2.2.3, 2.2.4 должностной инструкции *** АЗС ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» выполняет требования локальных нормативных документов Компании и Общества в области охраны окружающей среды, обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на территории АЗС.

ФИО1, являясь должностным лицом, обладая соответствующими властными полномочиями, обязан был принимать действенные меры по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды.

Таким образом, в силу положений ст. 2.4 КоАП РФ, ФИО1, допустил нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, выразившееся в бездействии по соблюдению экологических и санитарно – эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, и иными опасными веществами.

Выводы судьи о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в решении, оценка которым дана по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Бездействию должностного лица ФИО1 судьёй дана правильная юридическая оценка.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения.

Доводы жалобы об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, являются несостоятельными, и опровергаются представленными материалами дела.

Ссылки ФИО1 на то, что в отношении ОАО «НК «Роснефть» -Мурманскнефтепродукт» отсутствовали правовые основания для проведения проверки, являются необоснованными.

Во исполнение пункта 4 поручения Президента Российской Федерации ФИО2 от 02.11.2014 г. № Пр-2656 Росприроднадзору было поручено организовать и провести проверку соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении бункеровочных работ во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также проанализировать воздействие таких работ на окружающую среду. Срок исполнения указанного поручения – 10.08.2015 г.

В рамках исполнения указанного поручения Росприроднадзором был подготовлен, согласован с Минприроды России и утвержден приказом Росприроднадзора от 24.12.2014 г. № 837 График проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровку) нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - График), в который были включены крупные компании, осуществляющие указанный вид деятельности.

Перечень предприятий, осуществляющих (бункеровочную) деятельность на территории Северо-Западного федерального округа, в целях их включения в График был предоставлен Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ одними из видов деятельности ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» является хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки, а также организация перевозок грузов.

Одним из способов перевозки нефтепродуктов является транспортировка морским транспортом, предполагающая осуществление бункеровки (погрузки на судно запасов топлива).

Производственная площадка Общества, расположенная по адресу <...>, входит в границы водоохранной зоны Кольского залива Баренцева моря.

Таким образом, основанием для включения указанного юридического лица в График являлась выписка из ЕГРЮЛ, содержащая соответствующую информацию о нем.

В учетом изложенного, проверка в отношении ОАО «НК «Роснефть» -Мурманскнефтепродукт» проведена на законных основаниях.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы судьи районного суда, в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 28 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу должностного лица Публичного акционерного общества «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт»ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда

Н.В. Пырч