ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-371 от 21.09.2015 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 21 - 371

Судья – Пестерников М.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу об административном правонарушении

г. Мурманск 21 сентября 2015 года

Судья Мурманского областного суда Пырч Н.В.,рассмотрев жалобу защитника ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» ( в настоящее время Публичного акционерного общества «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» по доверенности ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 28 июля 2015 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением № * старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Северо-Западному федеральному округу от _ _ года юридическое лицо – Открытое акционерное общество «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» (далее – ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» по доверенности ФИО1 обратился в суд с жалобой об его отмене и прекращении производства по делу, мотивируя тем, что проверка в отношении Общества проведена с нарушением закона, поскольку распространялась на лиц, осуществляющих следующую деятельность: прочая вспомогательная деятельность водного транспорта, включающая в себя в т.ч. снабженческое обслуживание; вспомогательная деятельность, связанная с водным транспортом; снабженческое (шипчандлерское) обслуживание судов, включая бункеровку судов топливом, обслуживание судов в период стоянки в портах: агентирование судов, обследовательское (сюрвейерское) обслуживание судов на морском транспорте. В данном случае ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт» не является лицом, осуществляющим такую деятельность, в связи с чем, основания для проведения проверки в отношении Общества отсутствовали.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 28 июля 2015 года по результатам рассмотрения жалобы постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Общества по доверенности ФИО1, приводя в обоснование доводы жалобы, послужившие основанием для обращения в суд, просит постановление о назначении административного наказания и решение судьи, принятое по жалобе на постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо – Западному Федеральному округу в лице Отдела надзора на море (Архангельская область и Ненецкий АО, Мурманская область), законный представитель ОАО «НК «Роснефть» - Мурманскнефтепродукт», в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, выслушав защитника ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» по доверенности ФИО1, поддержавшего жалобу, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

В соответствии со ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления – это товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно ст. 11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с п. 4.9 ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение, нефтепродукты в таре следует хранить на стеллажах, поддонах или в штабелях в крытых складских помещениях, под навесом или на спланированной площадке, защищенной от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

Согласно п. 5 ст. 100 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», по периметру площадок производственных объектов хранения нефтепродуктов в таре должно быть предусмотрено устройство замкнутого земляного обвалования или ограждающей стены из негорючих материалов.

Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);

-поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

-поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации и сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Как следует из материалов дела, в период с _ _ по _ _ года на основании распоряжения № * от _ _ г. Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу проведена внеплановая (выездная) проверка в отношении юридического лица - ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт».

Проверка проводилась с целью исполнения п. 4 поручения Президента Российской Федерации ФИО2 от 02.11.2014 г. № Пр-2656; приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.12.14 г. № 837, которым, в свою очередь, утвержден График проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В ходе проверки осмотрена площадка производственной и хозяйственной деятельности Общества, расположенная в _ _

При осмотре установлено хранение, накопление отходов (дерево, металл), которые размещены навалом на открытом грунте, не защищены от воздействия атмосферных осадков, отсутствует площадка из твердого покрытия, нет обваловки, навеса, ливневой канализации.

Размещение мусорных контейнеров, также не соответствует вышеуказанным требованиям санитарных норм и правил (СанПиН) и природоохранного законодательства Российской Федерации. Контейнеры не имеют крышек, не огорожены. Возле контейнеров разбросан мусор.

На открытом грунте осуществляется хранение нефтепродуктов в бочках. Под бочками наблюдаются проливы ГСМ, которые растекаются по территории под действием осадков в отсутствие обваловки. На территории наблюдаются разрозненные пятна нефтепродуктов, которые также растекаются по земле под действием талых вод и осадков.

Данные обстоятельства по делу подтверждаются доказательствами, а именно: протоколом об осмотре территорий и акваторий № * от _ _ г.; фотоматериалами по делу; распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от _ _ г. № *; протоколом об административном правонарушении от _ _ г. № *; актом проверки № * от _ _ г.; свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица; выпиской из ЕГРЮЛ; предписанием № * от _ _ г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды; ответом федеральной службы по надзору в сфере природопользования № * от _ _ г., которые оценены судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Следовательно, ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт», являясь юридическим лицом, нарушило законодательство об экологических и санитарно-эпидемиологических требованиях при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, и иными опасными веществами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принятый по делу судебный акт показал, что судья исходил из конкретных обстоятельств дела, которым дана соответствующая оценка по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Судья пришел к обоснованному выводу о том, что в ходе производства по делу доказано наличие бездействия юридического лица – ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт», за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено, что Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством экологических и санитарно-эпидемиологических норм. Какие-либо неустранимые сомнения в виновности ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» отсутствуют.

Постановление о привлечении ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и, в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы, приведенные в жалобе об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, оценены судьей районного суда и получили надлежащую правовую оценку.

Ссылки автора жалобы о том, что в отношении ОАО «НК «Роснефть» -Мурманскнефтепродукт» отсутствовали правовые основания для проведения проверки, являются неубедительными.

Во исполнение пункта 4 поручения Президента Российской Федерации ФИО2 от 02.11.2014 г. № Пр-2656 Росприроднадзору было поручено организовать и провести проверку соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении бункеровочных работ во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также проанализировать воздействие таких работ на окружающую среду. Срок исполнения указанного поручения – _ _ г.

В рамках исполнения указанного поручения Росприроднадзором был подготовлен, согласован с Минприроды России, и утвержден приказом Росприроднадзора от 24.12.2014 г. № 837 График проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровку) нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах, в территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее - График), в который были включены крупные компании, осуществляющие указанный вид деятельности.

Перечень предприятий, осуществляющих (бункеровочную) деятельность на территории Северо-Западного федерального округа, в целях их включения в График был предоставлен Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ одними из видов деятельности ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» является хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки, а также организация перевозок грузов.

Одним из способов перевозки нефтепродуктов является транспортировка морским транспортом, предполагающая осуществление бункеровки (погрузки на судно запасов топлива).

Производственная площадка Общества, расположенная по адресу <...>, входит в границы водоохранной зоны Кольского залива Баренцева моря.

Таким образом, основанием для включения указанного юридического лица в График являлась выписка из ЕГРЮЛ, содержащая соответствующую информацию о нем.

В учетом изложенного, проверка в отношении ОАО «НК «Роснефть» -Мурманскнефтепродукт» проведена на законных основаниях.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы судьи районного суда, в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Первомайского районного суда г. Мурманска от 28 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу защитника ОАО «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» ( в настоящее время Публичного акционерного общества «НК «Роснефть»-Мурманскнефтепродукт» по доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда

Н.В. Пырч