ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-371/2022 от 18.04.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-371/2022

г. Уфа 18 апреля 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М.

при секретаре Мухаметзянове Р.Р.

с участием представителя Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора Салиховой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Мусоро-перерабатывающий комплекс «Экотех - Мелеуз» Ахметшина Т.Р. на решение судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2021 года, которым

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Башкортостан Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора № 03/69-О/АВ о назначении обществу с ограниченной ответственностью Мусороперерабатывающий комплекс «Экотех-Мелеуз» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменено в части указания даты вынесения постановления – верной постановлено считать дату 24 сентября 2021 года, в остальной части это же постановление оставлено без изменения, жалоба ООО МПК «Экотех-Мелеуз»– без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Башкортостан Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора № 03/69-О/АВ от 24 сентября 2021 года ООО МПК «Экотех-Мелеуз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.

Судьей Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан по жалобе директора ООО МПК «Экотех-Мелеуз» Ахметшина Т.Р. 27 декабря 2021 года принято вышеприведенное решение.

Не согласившись с постановлением должностного лица от 24 сентября 2021 года и решением судьи районного суда от 27 декабря 2021 года, директор ООО МПК «Экотех-Мелеуз» Ахметшин Т.Р. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой просит принятые по делу решения отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Законный представитель ООО МПК «Экотех-Мелеуз» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Сведений об уважительных причинах неявки не имеется, ходатайств об отложении разбирательства дела не представлено. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав явившееся лицо, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно пункту 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно материалам дела, основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ послужили следующие обстоятельства: 30 июня 2021 года в 17.30 час. Мелеузовским межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности зафиксирован пожар на полигоне ТБО по адресу: Республика Башкортостан, Мелеузовский район, земельный участок с кадастровым номером ..., арендатором которого является ООО МПК «Экотех-Мелеуз».

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 69-О/АВ от 26 августа 2021 г., приложением № 6 к территориальной схеме обращения с отходами, в т.ч. с ТКО РБ, утвержденной приказом Министерства природопользования и экологии РБ от 30.12.2019 г. № 1198п, выпиской из ЕГРЮЛ, сведениями об объекте размещения отходов, сообщением ст. инспектора Мелеузовского межрайонного ОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ от 12.07.2021 г., донесением № 21 о ЧС, авариях и случаях загрязнения окружающей природной среды от 14.07.2021 г., донесением о пожаре и заключением о его причинах, а также другими материалами дела.

При рассмотрении дела судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО МПК «Экотех-Мелеуз» в его совершении.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО МПК «Экотех-Мелеуз» приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований закона.

С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО МПК «Экотех-Мелеуз» состава вмененного административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку содержит недостоверные данные, являются несостоятельными, не опровергают правильность выводов должностного лица и судьи районного суда и не являются основанием для отмены обжалуемого постановления и решения суда.

Доводы жалобы о том, что предоставленные в деле доказательства не позволяют установить состав административного правонарушения, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в принятом по делу судебном решении. Оснований для переоценки выводов судьи районного суда по материалам дела не усматривается.

С учетом изложенного, основания, влекущие отмену принятых по делу постановления должностного лица и судебного решения, отсутствуют.

Другие доводы жалобы также сводятся к переоценке доказательств, исследованных судьей судасудебной инстанции, однако несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебной инстанцией норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что должностным лицом и судьей районного суда были допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Административное наказание ООО МПК «Экотех-Мелеуз» назначено должностным лицом в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом, судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица, решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Башкортостан Южно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора № 03/69-О/АВ от 24 сентября 2021 года и решение судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2021 года по делу об административном нарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью Мусоро-перерабатывающий комплекс «Экотех - Мелеуз» оставить без изменения, жалобу директора ООО МПК «Экотех-Мелеуз» Ахметшина Т.Р. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Х.М. Ахмеджанов

справка: судья районного суда Аверьянова Е.В.

дело №12-145/21