ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-374 от 25.08.2020 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 21-374

Судья – Макарова И.С.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

город Мурманск 25 августа 2020 года.

Судья Мурманского областного суда Мильшин С.А., рассмотрев жалобу Анисимова В. В. на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 26 июня 2020 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск № 466/07-05 от 22 апреля 2020 года должностное лицо – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «УК «Альбатрос» (далее – ООО «УК «Альбатрос», Общество) Анисимов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 26 июня 2020 года постановление административного органа от 22 апреля 2020 года оставлено без изменения, жалоба Анисимова В.В. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, Анисимов В.В. просит постановление административного органа и судебное решение отменить.

Указывает, что механизированная уборка придомовой территории от снега и наледи выполнены 27 февраля 2020 года.

Соглашаясь с тем, что в его действиях, как должностного лица Общества, содержатся признаки состава инкриминированного административного правонарушения, просит освободить его от административной ответственности в виду малозначительности совершенного административного правонарушения, ссылаясь на то, что эти действия не повлекли за собой наступления последствий в виде нарушения прав других лиц, не создали опасных угроз для общества и государства.

Полагает, что составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением административного материала достигнута установленная статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупредительная цель административного производства, а применение административного штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени его вины.

Анисимов В.В. и его защитник Макаров Е.А., представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания жалобы не заявляли, поэтому руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их явка не признавалась обязательной.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее – Закона № 401-01-ЗМО) повторное нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО следует, что под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее – Правила благоустройства) (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).

Пунктом 10.2.1 Правил благоустройства определено, что юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и другими муниципальными правовыми актами города Мурманска.

Согласно пункту 10.2.2.1 Правил благоустройства границами участков уборки территорий являются границы земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на праве собственности или на ином законном основании, в соответствии с границами, определенными земельными участками, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 10.2.2.5 Правил благоустройства определено, что правообладатели земельных участков и объектов благоустройства также обеспечивают уборку и содержание подходов и подъездных дорог, не вошедших в границы сформированных земельных участков и предназначенных для функционирования (эксплуатации, обслуживания) земельных участков и объектов благоустройства и размещенных на них элементов благоустройства, в соответствии с заключенными договорами; в случае если указанные подходы и подъездные дороги предназначены для функционирования нескольких земельных участков и объектов благоустройства, правообладатели соответствующих объектов благоустройства обеспечивают совместную уборку и содержание прилегающих подходов и подъездных дорог в соответствии с заключенными договорами.

В силу пункта 10.2.3.10 Правил благоустройства юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территорий, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами, другими муниципальными правовыми актами города Мурманска.

Согласно пунктам 10.2.5.1, 10.2.5.17 Правил благоустройства в осенне-зимний период уборка объектов благоустройства предусматривает, в том числе: обработку покрытий поверхностей проезжей части улично-дорожной сети и тротуаров противогололедными материалами; сгребание и подметание снега; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований; удаление снега с улиц, дорог, тротуаров. Все тротуары, дворы, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и другие участки с асфальтовым покрытием должны быть очищены от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаны песком.

Пунктом 10.2.5.15 Правил благоустройства определено, что для предотвращения образования и схода сосулек и наледи с крыш, выступающих конструктивных элементов зданий, сооружений должна незамедлительно выполняться их очистка от снега с обеспечением мер безопасности, а также незамедлительная очистка территории от сброшенного снега и наледи.

Согласно пункту 10.2.6.2 Правил благоустройства физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляют, в том числе: уборку территорий; уборку крылец и площадок при входных группах.

В силу пункта 10.2.6.3 Правил благоустройства уборка территорий должна осуществляться в соответствии с требованиями настоящих правил, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При управлении многоквартирным домом именно управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 27 февраля 2020 года в период с 10 часов 48 минут до 10 часов 52 минут сотрудниками управления Октябрьского административного округа администрации города Мурманска при обследовании территории округа на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом №41 по улице Капитана Буркова в городе Мурманске выявлено следующее: подъездной путь и дворовый проезд указанного дома не расчищены от снега и наледи, не выполнена противогололедная обработка; кровля данного дома не расчищена от снега и наледи.

По результатам обследования составлен акт от 27 февраля 2020 года с приложением фотоматериалов и план-схемы земельного участка.

Управление многоквартирным домом № 41 по улице Капитана Буркова в городе Мурманске осуществляет управляющая организация - ООО «УК «Альбатрос»» (ИНН 5190046828), что подтверждается реестром многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатом ООО «УК «Альбатрос»» осуществляется деятельность по управлению.

Таким образом, ООО «УК «Альбатрос» как управляющая организация вышеуказанного многоквартирного дома, в соответствии с Правилами благоустройства обязана обеспечить соблюдение соответствующих норм и правил.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, руководители и работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Согласно выписке ЕГРЮЛ должностным лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью ООО «УК «Альбатрос» является генеральный директор Анисимов В.В.

Вышеуказанное правонарушение должностным лицом - генеральным директором Общества Анисимовым В.В. совершено повторно, т.е. в течение года со дня вступления в законную силу (23 сентября 2019 года, 20 ноября 2019 года соответственно) постановлений административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования города Мурманска от 29 мая 2019 года № 695/07-05, от 21 августа 2019 года № 1098/07-05 о назначении ему за аналогичные правонарушения административных наказаний, предусмотренных статьей 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 27 марта 2020 года уполномоченным должностным лицом в отношении генерального директора Общества Анисимова В.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО.

Выводы о виновности Анисимова В.В. в совершении административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении административного органа и судебном решении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверяя правомерность привлечения должностного лица Анисимова В.В. к административной ответственности, проанализировав положения статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и фактические обстоятельств дела, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что Анисимов В.В., являясь генеральным директором Общества, и, осуществляя руководство текущей деятельностью Общества, повторно в течение года со дня вступления в законную силу постановлений о назначении ему административных наказаний, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО, допустил нарушение пунктов 10.2.1, 10.2.2.1, 10.2.2.5, 10.2.3.10, 10.2.5.1, 10.2.5.15, 10.2.5.17, 10.2.6.2, 10.2.6.3 Правил благоустройства, выразившиеся в необеспечении надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома № 41 по улице Капитана Буркова в городе Мурманске.

Доказательств, отвечающих критериям достоверности и допустимости, которые бы свидетельствовали о наличии объективных обстоятельств, препятствовавших Анисимову В.В. выполнять, принятые на себя по договору управления обязательства, для достижения целей уставной деятельности юридического лица, и принимать меры по недопущению нарушения Правил благоустройства, материалы дела не содержат.

Довод Анисимова В.В. в жалобе о том, что механизированная уборка придомовой территории выполнена 27 февраля 2020 года вывод о виновности Анисимова В.В. во вмененном ему административном правонарушении не опровергает, поскольку представленными в дело доказательствами достоверно подтверждено, что на момент проведения обследования территории с 10 часов 48 минут до 10 часов 52 минут 27 февраля 2020 года подъездной путь и дворовый проезд многоквартирного дома № 41 по улице Капитана Буркова не расчищен от снега и наледи, противогололедная обработка не выполнена, кровля указанного дома не расчищена от снежно-ледяных образований, что свидетельствует о ненадлежащем содержании общего имущества указанного многоквартирного дома. Вышеизложенные обстоятельства также подтверждаются фотоматериалами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают.

При этом доказательств того, что должностным лицом Анисимовым В.В. предпринимались меры по надлежащему содержанию вышеуказанного многоквартирного дома в материалах дела не имеется.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. Поскольку состав допущенного правонарушения является формальным, поэтому отсутствие тяжких последствий не свидетельствует о малозначительности нарушения.

При этом совершенное генеральным директором Общества административное правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в жилищной сфере и нарушает права граждан на комфортное и безопасное проживание, свидетельствует о пренебрежительном отношении Анисимова В.В. к исполнению соответствующих публично-правовых обязанностей.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным органом административной юрисдикции в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание Анисимову В.В. назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией пункта 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, и отвечает принципам справедливости и соразмерности. Обстоятельств, влияющих на вид и размер административного наказания, которые не были учтены при его назначении, не установлено. Законные основания для смягчения, назначенного Анисимову В.В. наказания, отсутствуют.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования города Мурманск №466/07-05 от 22 апреля 2020 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 26 июня 2020 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО «УК «Альбатрос»» Анисимова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях» оставить без изменения, жалобу Анисимова В.В. – без удовлетворения.

Судья С.А. Мильшин