Дело № 21-375/2019 |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Лыбаевской сельской администрации ФИО1 на решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностное лицо ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника МОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области К.А.Н.<.......> от 31 мая 2019 года должностное лицо ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловала его в суд. В жалобе просила постановление по делу об административном правонарушении <.......> от 31 мая 2019 года отменить, производство по делу прекратить, указывая, что в нарушение норм КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении и постановлении об административном правонарушении не содержится указания на место совершения административного правонарушения, а именно, на конкретные территории, на которых не скошена сухая трава, не поименованы объекты защиты, не приняты меры по обеспечению пожарной безопасности. Территории населенных пунктов Лыбаевской сельской администрации включают в себя помимо земель общего пользования, земельные участки, находящиеся на праве собственности у физических лиц, за содержание которых должностное лицо не несет ответственности. Должностным лицом осуществляется эффективное и своевременное принятие всех возможных мер по исполнению требований пожарной безопасности, санитарная уборка осуществляется на основании ежегодно заключаемых договоров. Лыбаевская сельская администрация входит в структуру Администрации городского округа как ее территориальный орган, соответственно не является органом местного самоуправления. Кроме того, в постановлении неверно указана должность должностного лица: Глава Новолыбаевской сельской администрации, хотя согласно положению о Лыбаевской сельской администрации, данное подразделение администрации городского округа называется Лыбаевская сельская администрация.
Решением судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 июля 2019 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено, в части назначения наказания, ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
С данным решением не согласна ФИО1, которая в жалобе просит решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 июля 2019 года и постановление по делу об административном правонарушении № <.......> от 31 мая 2019 года отменить, прекратить производство по делу. Указывает, что Лыбаевская сельская администрация входит в структуру Администрации городского округа как ее территориальный орган, соответственно не является органом местного самоуправления. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что согласно решению Заводоуковского районного суда Тюменской области Администрация Заводоуковского городского округа обязана в с. Сунгурово - обеспечить подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям, обеспечить площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды на цели пожаротушения. Администрация округа выполняет решение суда в рамках ежегодно выделяемого финансирования. В целях реализации решения суда администрацией Заводоуковского городского округа 04.12.2018 года принято постановление <.......>, которым утверждена муниципальная программа «Пожарная безопасность в Заводоуковском городском округе» на 2019-2021 годы, предусматривающая мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе, обустройство, содержание и ремонт источников противопожарного водоснабжения, обеспечение объектов муниципальной собственности средствами противопожарной защиты, защиту населённых пунктов от распространения огня при лесных пожарах.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО1, просившей об удовлетворении жалобы, прокурора Весниной Т.А., полагавшей необходимым оставить решение судьи без изменения, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации» (далее также - Правила).
Руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности (п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390).
В соответствии с п. 3 Правил лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Согласно п. 17 (1) Правил правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В силу п. 80 Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Согласно п. 4.1. СП 8.13130.2009. «Свода правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 178).
Наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Пунктом 8.6 СП 8.13130.2009 установлены нормативы расположения и установки пожарных гидрантов.
Постановлением Правительства Тюменской области № 97-п от 18.04.2019 года «Об установлении пожароопасного сезона в лесах в связи со сходом снежного покрова» установлен пожароопасный сезон в лесах Тюменской области в связи со сходом снежного покрова на территориях Абатского, Армизонского, Аромашевского, Бердюжского, Викуловского, Исетского, Ишимского, Казанского, Нижнетавдинского, Омутинского, Сладковского, Сорокинского, Тюменского, Упоровского, Юргинского, Ялуторовского, Ярковского муниципальных районов, Заводоуковского, Голышмановского городских округов с 19 апреля 2019 года, на территориях Вагайского, Тобольского и Уватского муниципальных районов с 26 апреля 2019 года.
Как следует из материалов дела, Заводоуковской межрайонной прокуратурой совместно с МОНД и ПР № 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области проведена проверка в сфере соблюдения законодательства о пожарной безопасности в Лыбаевском сельском поселении Заводоуковского района. В ходе которой были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение 17.1 и п.77 Правил на территории с.Новолыбаево имеются зарастания сухой травянистой растительности на землях муниципальной собственности в границах населенного пункта; в нарушение п. 80 Правил на территории населенного пункта используется естественный водоисточник с площадкой (пирсом) менее 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; отсутствуют указатели направления движения к пожарным водоемами у мест их расположения, в нарушение п. 3 Правил, должностное лицо не обучен по программе пожарнотехнического минимума. В нарушении ст.6, ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ФЗ № 123-ФЗ в населенном пункте д. Сунгурово отсутствуют искусственные и естественные водоисточники.
Факт совершения должностное лицо ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтвержден совокупностью имеющихся в материалах настоящего дела доказательств, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 мая 2019 года, приказом <.......>-рк от 12.04.2019 года; приказом <.......>-рк от 19.04.2018 года; распоряжением Администрации Заводоуковского городского округа от 11 января 2006 года; распоряжением Администрации Заводоуковского городского округа от 17 апреля 2009 года; распоряжением Администрации Заводоуковского городского округа от 14 марта 2017 года; должностной инструкцией.
Вышеуказанные доказательства полностью согласуются между собой и свидетельствуют о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оценка всем имеющимся в деле доказательствам дана судьей районного суда по правилам, установленным ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Вопреки доводам жалобы, судья районного суда при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении пришел к обоснованному выводу о том, что должностное лицо ФИО1 не является субъектом вменяемого ей в вину административного правонарушения. Мотивы. По которым судья пришел к такому выводу изложены в постановленном решении. Законных оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.
Как следует из Распоряжения Администрации Заводоуковского городского округа от 14 марта 2017 года, ФИО1 назначена на должность главы Лыбаевской сельской администрации Заводоуковского городского округа (л.д. 6), а потому обоснованно признана должностным лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в границах земельных участков, принадлежащих Лыбаевской сельской администрации Заводоуковского городского округа, как руководитель сельской администрации, а не как глава органа местного самоуправления.
Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения судьи, а также фактов, не проверенных и не учтенных судьей районного суда при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, в связи с чем являются несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 июля 2019 года.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства судьей определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления не усматривается.
С учетом изложенного, постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, а потому оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1., 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
р е ш и л:
Решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 июля 2019 года оставить без изменения, жалобу главы Лыбаевской сельской администрации Заводоуковского городского округа ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин