Судья Зуенко Е.В. Дело № 21-375-2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Оренбург 24 июля 2015 года
Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Гатченко О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по доверенностям Жука В.В., ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области № от 24 октября 2014 года, решение судьи Беляевского районного суда Оренбургской области от 27 мая 2015 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «***» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области № от 24 октября 2014 года, оставленным без изменения решением судьи Беляевского районного суда Оренбургской области от 27 мая 2015 года, общество с ограниченной ответственностью «***» (далее ООО «***») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобах, поданных в Оренбургский областной суд, представители ООО «***» по доверенностям ФИО3, ФИО2 просят постановление должностного лица Управления № от 24 октября 2014 года, решение судьи Беляевского районного суда Оренбургской области от 27 мая 2015 года, вынесенные в отношении ООО «***» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, отменить, считая их незаконными и необоснованными.
В возражениях на жалобы должностное лицо Управления Росприроднадзора, вынесшее постановление по делу, ФИО1 просит решение судьи Беляевского районного суда Оренбургской области от 27 мая 2015 года, вынесенное в отношении ООО «***» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, оставить без изменения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалоб и возражений на них, заслушав представителя ООО «***» по доверенности ФИО2, поддержавшей доводы жалоб, мнение должностного лица Управления Росприроднадзора, вынесшего постановление по делу, ФИО1, возражающего против удовлетворения жалоб, прихожу к следующему.
ООО «***» с 2003 года осуществляет добычу и вывоз гипсового камня с месторождения «Слудная гора», расположенного в 0,4 км. от (адрес) (лицензия № от 7 августа 2003 года, переоформленная лицензией № от 7 августа 2009 года).
Проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы № от 14 апреля 2008 года, предусмотрено размещение вскрышных пород (отходов V класса опасности) в пределах земельного отвода во внешние отвалы, частичное их использование при устройстве и содержании технологических автодорог и рекультивации карьерной выемки в соответствии с годовыми планами развития горных работ.
В период с 6 по 29 августа 2014 года Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «***» требований природоохранного законодательства. На основании результатов проверки Управление Росприроднадзора пришло к выводу о том, что ООО «***» в нарушение требований ст. ст. 11, 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не имеет положительную государственную экологическую экспертизу проектной документации объекта, связанной с размещением отходов V класса опасности.
ООО «***» указывает, что в рассматриваемой ситуации проведение государственной экологической экспертизы не требуется, поскольку организация лишь временно размещает вскрышные породы для их дальнейшего использования. Кроме того, обращает внимание на то, что положения ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не применяются к объектам, которые связаны с размещением вскрышных пород и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно п.п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза проектной документации объектов проводится только в случае размещения и обезвреживания отходов I - V класса опасности.
Пункт 17 приложения № 6 к Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным приказом Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525 и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22 декабря 1995 года, устанавливает, что вскрышные породы (вскрыша) - горные породы, покрывающие и вмещающие полезное ископаемое, подлежащие выемке и перемещению в процессе открытых горных работ. Аналогичное определение содержится в ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения".
Из проектной документации разработки месторождения гипса «Слудная гора» не следует, что вскрышные породы размещаются на отвалах с последующим их обезвреживанием (обработкой, сжиганием и обеззараживанием на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду). Согласно проекту вскрышные породы подлежат временному хранению до отработки участка и использования для рекультивации нарушенных земель.
Следовательно, проведение экологической экспертизы проектной документации объекта, связанного с размещением и использованием вскрышных пород, законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица Управления Росприроднадзора и суда первой инстанции о необходимости проведения государственной экологической экспертизы проектной документации ООО «***» в части, касающейся размещения на внешних отвалах вскрышных пород, неправомерны.
Кроме того, постановление должностного лица Управления Росприроднадзора не отвечает положениям ст. 29.10 КоАП РФ, поскольку указание на нарушение ООО «***» требований ст. ст. 11, 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не позволяет квалифицировать изложенное в постановлении? как административное правонарушение.
Пунктом 6 ст. 49 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты" предусмотрено, что положение п.п. 7.2 ст. 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов, и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (11 января 2009 года).
До дня вступления в силу указанного Федерального закона ООО «***» имело положительное заключение по проекту разработки месторождения гипса «Слудная гора», следовательно, на данную проектную документацию требования приведенного выше п.п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не распространяются.
Статья 27 Федерального закона "Об экологической экспертизе" предусматривает общие обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе.
Таким образом, ООО «***» либо вменено нарушение общих положений законодательства об охране окружающей среды и экологической экспертизы, либо п.п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", который в рассматриваемом случае применению не подлежит.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Оренбургской области № 03-756/2014 от 24 октября 2014 года, решение судьи Беляевского районного суда Оренбургской области от 27 мая 2015 года, вынесенные в отношении ООО «***» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении ООО «***» подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием в действиях ООО «***» состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
жалобы представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по доверенностям Жука В.В., ФИО2 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по Оренбургской области по охране природы, заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области № от 24 октября 2014 года, решение судьи Беляевского районного суда Оренбургской области от 27 мая 2015 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «***» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда В.И. Солопьев