ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-377/17 от 28.11.2017 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Жаворонкова В.А. Дело № 21-377/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Чеченкина Е.А., при секретаре Коротиной А.В., рассмотрев жалобу защитника ОАО «Российские железные дороги» Марьенкова И.В. на решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 07 сентября 2017 года, вынесенное в отношении ОАО «Российские железные дороги» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области № от (дата) года ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 90 000 руб.

Решением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 07 сентября 2017 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В рассматриваемой жалобе защитник ОАО «РЖД» Марьенков И.В. просит решение судьи отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить.

Ознакомившись с жалобой, выслушав объяснения защитника ОАО «РЖД» Немцевой А.А., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Самусь А.А., полагавшего решение судьи законным и обоснованным, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусматривает административную ответственности за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема сброса сточных вод (п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ).

Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок).

Настоящий Порядок разработан в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 г. N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов", и определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.

Обязанность ведения учета объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод (п. 2 Порядка). Учет объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам, указанным в приложении к настоящему Порядку (п. 3). Измерение объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды (п. 6). Средства измерения подлежат поверке в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации (п. 8).

Как установлено судьей и следует из материалов дела, на балансе Эксплуатационного локомотивного депо Вязьма-Сортировочная Московской дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» находится комплекс для очистки сточных вод (<данные изъяты>).

Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии Эксплуатационному депо выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование от (дата) года № на использование водного объекта для сброса сточных вод через выпуск № в ручей без названия - правый приток реки Улица. Учет объема сброса сточных вод согласно п. 9 данного решения, должен определяться инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерения.

Сброс сточных вод депо осуществляло на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в составе сточных и (или) дренажных вод по выпуску № (р. Улица) со сроком действия до (дата) года, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области Эксплуатационному локомотивному депо (дата) года.

В ходе проведенной Смоленской транспортной прокуратурой проверки (акт проверки от (дата) года) установлено, что учет объема сброса сточных вод в (дата) году, текущем периоде (дата) года осуществляется косвенным методом, счетчик-водомер для такого учета Обществом не установлен.

По факту выявленных нарушений постановлением и.о. Смоленского транспортного прокурора от (дата) года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД». Постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области № от (дата) года ОАО «РЖД» признано виновным в совершении вышеуказанного административного правонарушения.

Выводы должностного лица и судьи о наличии состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и виновности Общества в совершении вмененного административного правонарушения являются обоснованными, подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Вопреки доводам жалобы все процессуальные действия производились в присутствии представителей ОАО «РЖД» - Д. и Н., что следует из материалов дела.

Приведенные в жалобе доводы о том, что административный орган при вынесении постановления необоснованно не применил положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, были предметом рассмотрения судьи районного суда и получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Преамбулой Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Поэтому одним из основополагающих принципов водного законодательства, установленных ст. 3 Водного кодекса РФ, является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду (п. 2).

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

При рассмотрении настоящего дела не усматриваю объективных препятствий для несоблюдения Обществом норм законодательства в области водопользования, а равно принятие исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины ОАО «РЖД» в совершении правонарушения применительно к ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Наказание ОАО «РЖД» назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории правонарушений.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда

р е ш и л :

Решение судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 07 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Российские железные дороги» оставить без изменения, а жалобу защитника ОАО «Российские железные дороги» Марьенкова И.В. – без удовлетворения.

Судья Е.А. Чеченкина