ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-377/2013 от 20.08.2013 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Зеленцова О.А.                      № 21-377/2013

             Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара                              20 августа 2013 года

Судья Самарского областного суда Посохова С.В.,

с участием представителя УФАС по Самарской области ФИО2,

представителей ФИО1 – ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника УФАС по Самарской области ФИО8 на решение судьи Чапаевского городского суда Самарской области от 26.06.2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.31 ч.2 КоАП РФ,

     УСТАНОВИЛА:

    Постановлением заместителя начальника УФАС по Самарской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>» ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ст. 14.31 ч.2 КоАП РФ с наложением штрафа 20000 рублей. Согласно постановлению, правонарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов ИП ФИО6 путем предъявления необоснованного денежного требования за бездоговорное потребление ГВС, а также прекращения поставки тепловой энергии на объект, принадлежащий ИП ФИО6 в отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с неоплатой выставленного счета за бездоговорное потребление ГВС.

ФИО1 обжаловал постановление в Чапаевский городской суд, решением которого постановление было отменено, а производство по делу - прекращено в виду отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

В жалобе на решение суда заместитель начальника УФАС по Самарской области ФИО8 просит решение суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение, поскольку оно вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, без полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

    Проверив материалы дела с доводами жалобы, прихожу к следующему.

    Ответственность по части 2 ст. 14.31 КоАП РФ наступает в случае совершения занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 10 указанного Закона является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем рынке работ (услуг).

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона N 135-ФЗ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности послужило, по мнению Управления, допущенное ОАО «<данные изъяты>» и им, как должностным лицом, злоупотребление доминирующим положением и ущемление интересов Абонента - ИП ФИО6, выразившееся в необоснованном прекращении поставки тепловой энергии на объект, принадлежащий <данные изъяты> в отопительный сезон ДД.ММ.ГГГГ в связи с предъявлением ему необоснованного денежного требования в размере 379 890 рублей.

Как следует из материалов дела, общество является теплоснабжающей организацией, основной вид деятельности которого производство пара и горячей воды(тепловой энергии), дополнительные -передача пара и горячей воды(тепловой энергии), -распределение пара и горячей воды(тепловой энергии) и др.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2011 №112 установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО «<данные изъяты>». ОАО «<данные изъяты>» включено в реестр субъектов естественных монополий Приказом ФСТ России от 07.04.2010 №102 под регистрационным номером №

ОАО «<данные изъяты>» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в силу прямого указания закона.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами).

Из материалов дела следует, что между ИП ФИО6 и ОАО «<данные изъяты>» заключен договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ и на отпуск тепловой энергии на отопление по адресу <адрес>, и предоставление Абоненту следующих энергоресурсов: тепловой энергии на отопление в количестве 56,93 Гкал/год; теплоносителя - 6,47 м.куб./год. Указанным договором не предусмотрено горячее водоснабжение объекта предпринимателя.

Статьей 2 Федерального закона «О теплоснабжении» №190-ФЗ установлено, что потребителем является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Из части 7 статьи 22 Федерального закона «О теплоснабжении» №190-ФЗ следует, что теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя, в целях выявления бездоговорного потребления.

Согласно п.29 ст.2 ФЗ «О теплоснабжении» бездоговорным потреблением является потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (присоединённых) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя в объёме, превышающем допустимый объём потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения после подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Из материалов дела следует, что ФИО6 и ФИО10 по праву собственности принадлежит отдельно стоящее жилое здание - кафе-гостиница, расположенное по адресу: <адрес>.

Указанное здание введено в эксплуатацию в соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением архитектурно-строительного контроля администрации г.о. Чапаевск Самарской области.

Основные положения по технической эксплуатации гостиниц, содержанию строительных конструкций и помещений, оборудования гостиниц и территории, прилегающей к гостинице, а также указания по технике безопасности и пожарной безопасности при эксплуатации гостиниц определялись в Приказе Минжилкомхоза РСФСР от 4 августа 1981 г. N 420 "Об утверждении и введении в действие Правил технической эксплуатации гостиниц и их оборудования".

Из п.3.3 указанного Приказа следует, что системы центрального отопления гостиниц должны быть выполнены согласно проекту и соответствовать требованиям глав СНиП по нормам проектирования отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и правилам производства и приемки работ санитарно-технического оборудования зданий и сооружений. В отопительный сезон системы должны работать бесперебойно и обеспечивать поддержание расчетной температуры воздуха. Приемка тепловых узлов, бойлерных и систем отопления во вновь выстроенных или капитально отремонтированных гостиницах производится в присутствии представителей теплоснабжающей организации, главного инженера (инженера) гостиницы и подрядной организации с оформлением соответствующего акта, (п.3.11).

Согласно материалам дела, ФИО6, самостоятельно ДД.ММ.ГГГГ после окончания капитального ремонта здания по <адрес> для гостиницы смонтировал водонагреватель ВП 114*2 в количестве 4-х секций для подачи горячей воды в номера гостиницы, каких-либо документов, свидетельствующих о наличии проекта на смонтированный тепловой узел и установленный в нем водонагреватель, акта приемки-передачи выполненных по договору подряда работ, оформленного в присутствии представителей теплоснабжающей организации, не имеется.

ОАО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ. была проведена проверка Абонента - ИП ФИО6, по результатам которой в присутствии ФИО6 составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором зафиксирован факт установки 4-х секционного скоростного водоподогревателя (теплопотребляющего устройства), который на момент обследования находился в рабочем состоянии, и обеспечивал здание горячим водоснабжением. Кроме того, указанным актом зафиксирован факт того, что были открыты задвижки, идущие на здание, принадлежащее Абоненту.

Акт инспекционного обследования был оформлен после окончания отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ и до отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ., который начался ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 2.4.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 115, допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.

Перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемо-сдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом (пункт 2.4.4 Правил технической эксплуатации).

Согласно пунктам 2.4.10, 2.4.11 Правил технической эксплуатации, если смонтированные тепловые энергоустановки передаются на техническое обслуживание энергоснабжающей организации, то техническая приемка их от монтажной и наладочной организаций проводится совместно с энергоснабжающей организацией; включение в работу тепловых энергоустановок проводится после их допуска в эксплуатацию.

Как следует из оспариваемого постановления, ФИО6 направлял заявления с просьбой прислать представителя Общества для осуществления в его присутствии промывки и опрессовки системы отопления с ДД.ММ.ГГГГ При этом следует учитывать, в соответствии с Распоряжением главы городского округа в г.Чапаевск № Д-7/653, отопительный период ДД.ММ.ГГГГ начат ДД.ММ.ГГГГ, предприниматель обратился в общество после начала отопительного сезона. Условиями заключенного договора энергоснабжения за № от ДД.ММ.ГГГГ ( п.6.1.12.) установлена обязанность Абонента перед началом отопительного сезона выполнить ремонт, промывку, провести гидравлические испытания, после чего представить их энергоснабжающей организации. Пунктом 6.1.6. договора установлен порядок вызова специалистов Общества.

Кроме того, согласно п. 6.1.12. договора энергоснабжения за № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Обществом и Абонентом, установлена обязанность Абонента перед началом отопительного сезона выполнить ремонт тепловых пунктов и систем теплопотребления, их промывку (а при открытой системе теплоснабжения - дезинфекцию и повторную промывку), гидравлические испытания на прочность и плотность, после чего предъявить их представителю теплоснабжающей организации для получения разрешения на включение. Заполнение сетевой водой и включение тепловых пунктов и систем теплопотребления, не осмотренных, или не допущенных энергоснабжающей организацией к эксплуатации не разрешается.

ОАО «<данные изъяты>» в письмах от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № неоднократно указывала предпринимателю на необходимость выполнения технических условий по отношению к системе теплопотребления.

При этом, из материалов дела следует, что у ФИО6 имелась возможность для выполнения технических условий.

При указанных обстоятельствах, установка водонагревателя ВП 114*2 скоростного в количестве 4-х секций является доказательством самовольного и незаконного переоборудования здания кафе-гостиницы, расположенной по адресу: по адресу: <адрес>.

Полагаю, что Антимонопольным органом не представлено доказательств незаконности действий <данные изъяты> и ФИО1 как должностного лица по неподключению ИП ФИО6 к теплоснабжению, и злоупотреблению своим доминирующим положением, в результате чего были ущемлены интересы других лиц, поскольку их действия не выходят за допустимые пределы осуществления гражданских прав.

При отсутствии доказательств вины должностного лица, постановление о наложении штрафа № от ДД.ММ.ГГГГ правильно отменено судьей в виду отсутствия в действиях ФИО1 признаков состава административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле потерпевшего ФИО6 не могут повлиять на законность и обоснованность судебного решения, поскольку фактически ФИО6 потерпевшим по делу не является.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Решение Чапаевского городского суда Самарской области от 26.06.2013 года в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 ч.2 КоАП РФ оставить без изменений, а жалобу заместителя начальника УФАС по Самарской области ФИО8 – без удовлетворения.

Судья -                         С.В. Посохова

Копия верна: судья -