ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-377/2021 от 24.03.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

№ 21-377/2021

г. Уфа 24 марта 2021 г.

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахметов М.Ф.,

при секретаре судебного заседания Хабировой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО1 на решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 28 января 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении директора Спортивной школы муниципального бюджетного учреждения Комитет по физической культуре, спорту и туризму городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО1 от 27 августа 2020 г. директор Спортивной школы муниципального бюджетного учреждения Комитет по физической культуре, спорту и туризму городского округа город Нефтекамск Республики (далее - МБУ ДО ДЮСШ) ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Решением судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 28 января 2021 г. постановление заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан (далее – должностное лицо) ФИО1 от 27 августа 2020 г. отменено, производство по делу прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного ею административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Не согласившись с решением судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 28 января 2021 года, должностное лицо ФИО1 подала в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит судебный акт отменить, приводя доводы об его незаконности и необоснованности, постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 27 августа 2020 г. оставить в силе.

В судебном заседании представитель Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 жалобу поддержала, просила удовлетворить.

ФИО2 в судебном заседании просила решение судьи городского суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Подпункта 1 п. 2 ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п.п. 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (п. 5 ст. 78 БК РФ).

В силу пп. 3 п. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как усматривается из материалов дела на основании Закона Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 г. № 26-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку по базовым видам спорта, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки (приложение № 10 к государственной программе «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Республике Башкортостан» и о внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 декабря 2017 г. № 613 (далее – Порядок)), распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 28 июня 2019 г. № 672-р 26 июля 2019 г. между Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан и Администрацией городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан заключено Соглашение №... о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на обеспечение финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку по базовым видам спорта, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки в размере 2534200 руб. (далее – Соглашение №...).

Справкой-уведомлением от 08 августа 2019 г. №... Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан до Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан доведены лимиты бюджетных обязательств по КБК в сумме 2534200 руб.

Субсидия в полном объеме перечислена Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан.

В соответствии с п. 1.1 Соглашения №... Администрация городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан обязуется принять вышеуказанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, обеспечить софинансирование соответствующих обязательств за счет средств местного бюджета в размере 261144 руб., а также обеспечить выполнение условий Соглашения №....

Справкой-уведомлением от 06 августа 2019 г. №... лимиты бюджетных обязательств местного бюджета доведены Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан в сумме 261144 руб.

В соответствии с соглашением №... от 03 октября 2019 г. о порядке и условиях предоставления из бюджета городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан муниципальному бюджетному учреждению субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) Администрацией городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан согласно распоряжению Администрации ГО г. Нефтекамск № 131р от 08 августа 2019 г. предоставлена субсидия муниципальному бюджетному учреждению Комитет по физической культуре, спорту и туризму городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее – Комитет) на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку по базовым видам спорта в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки на 2019 год в размере 2534200 руб. (далее – Соглашение №...).

Согласно подп. 2.3.1 п. 2.3 Соглашения №... Комитет обязуется расходовать субсидию на цели, предусмотренные Соглашением №... с указанием кода классификации расходов бюджета в соответствии с целями использования и сроками предоставления субсидии, указанными в приложении к Соглашению №....

Согласно Приложению к Соглашению №... цель использования субсидии – приобретение спортивного оборудования, инвентаря, экипировки для проведения занятий и проведения тренировочных мероприятий для спортсменов, ставших членами спортивных сборных, подготовленных муниципальными спортивными школами.Субсидия на софинансирование соответствующих обязательств за счет средств местного бюджета в размере 261144 руб. выделена Комитету в соответствии с Соглашением №..., заключенным с Администрацией городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан 03 октября 2019 г.

В соответствии с п. 4 Порядка целью предоставления и расходования субсидии является софинансирование расходов на реализацию программ спортивной подготовки по базовым видам спорта в части приобретения спортивного оборудования, инвентаря, экипировки для проведения занятий и проведения тренировочных мероприятий для спортсменов, ставших членами спортивных сборных, подготовленных муниципальными спортивными школами.

Согласно п. 1.2 Соглашения №... субсидия носит целевой характер предоставляется в целях оказания финансовой помощи бюджетам муниципальных образований на обеспечение софинансирования расходов на реализацию программ спортивной подготовки по базовым видам спорта в части приобретения спортивного оборудования, инвентаря, экипировки для проведения занятий и проведения тренировочных мероприятий для спортсменов, ставших членами спортивных сборных, подготовленных муниципальными спортивными школами.

В соответствии со ст. 34.3 Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон о физкультуре и спорте) организация, осуществляющая спортивную подготовку, разрабатывает и утверждает программу спортивной подготовки. Кроме того такая организация обязана соблюдать требования федеральных стандартов спортивной подготовки.

Согласно ст. 33 Закона о физкультуре и спорте федеральный стандарт спортивной подготовки включает в себя требования по материально-технической базе организаций.

Согласно п. 24.1 ст. 2 Закона о физкультуре и спорте федеральные стандарты – это совокупность минимальных требований к программам спортивной подготовки по видам, разработанных и утвержденных в соответствии с Законом о физкультуре и спорте и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Исходя из вышеуказанных норм, программы спортивной подготовки учреждений спорта должны содержать требования к оборудованию, инвентарю и экипировке, установленные федеральными стандартами, а также могут быть дополнены необходимым перечнем инвентаря оборудования и экипировки, которые необходимы учреждению для осуществления спортивной подготовки.

Во исполнение Закона о физкультуре и спорте учреждением утверждены программы спортивной подготовки. Данные программы содержат в себе требования к оборудованию, инвентарю и экипировке, необходимых для организации тренировочного процесса спортсменов.

Анализом заключенного договора на поставку спортивного инвентаря, оборудования и экипировки установлено, что учреждением приобретено оборудование, инвентарь, экипировка, не включенные в программы спортивной подготовки учреждений: куртка тренерская (натуральная кожа), маска тренерская, перчатка тренерская, общая стоимость 31300 руб.

Федеральный стандарт и программа спортивной подготовки по современному пятиборью МБУ Комитет по физической культуре, спорту и туризму городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан, устанавливающие, в том числе, требования к обеспечению спортивной экипировкой, не содержат, вышеуказанную экипировку для тренеров.

Согласно п. 4 Порядка № 613 целью предоставления субсидии является приобретение оборудования, инвентаря и экипировки для членов сборной по базовым видам спорта.

В соответствии с пунктом 4.2.10 Соглашения №... Администрация городского округа г. Нефтекамск обязуется осуществлять в пределах своих полномочий контроль за целевым использованием выделенных средств.

Согласно подп. 2.3.1 п. 2.3 Соглашения №... Комитет обязуется расходовать субсидию на цели, предусмотренные Соглашением №... с указанием кода классификации расходов бюджета в соответствии с целями использования и сроками предоставления субсидии, указанными в приложении к Соглашению №..., а также согласно п. 3 Соглашения №... несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Таким образом, в нарушение п. 4 Порядка, пунктов 1.1, 1.2, 4.2.3, 4.2.10 Соглашения №..., подп. 2.3.1 п. 2.3 Соглашения №... Комитетом допущено нецелевое использование средств в общей сумме 31300 руб., в том числе средства бюджета Республики Башкортостан 29735 руб. (КБК ...).

Должностным лицом, в обязанности которого входило целевое использование средств субсидии, полученной Комитетом согласно Соглашению №..., является директор Спортивной школы Комитета ФИО2

Составление списка закупаемого оборудования, инвентаря, экипировки, а также проверка его соответствия программам спортивной подготовки по базовым видам спорта в части требований к оборудованию, инвентарю и экипировке были возложены на директора Спортивной школы Комитета ФИО2

По данному факту заместителем начальника отдела административного производства Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО3 25 августа 2020 г. в отношении директора Спортивной школы Комитета ФИО2 составлен протокол

об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора Спортивной школы Комитета ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ.

Факт совершения директором Спортивной школы Комитета ФИО2 вмененного административного правонарушения и вина подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении №... от 25 августа 2020 г., составленным уполномоченным должностным лицом в отсутствие ФИО2, уведомленной о времени и месте его составления; постановлением о прекращении дела об административном правонарушении от 22 июля 2020 г. по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении Комитета; копией приказа №... от 18 июня 2020 г.; должностной инструкцией руководителя структурного подразделения – директора Спортивной школы Комитета; платежным поручением №... от 08 июня 2020 г. на сумму 29735 руб.; программой спортивной подготовки по виду спорта современное пятиборье; письмом заместителя главы администрации по социальным вопросам ФИО4 в адрес Министерства финансов Республики Башкортостан, согласно которому по результатам рассмотрения представления администрацией приняты меры по устранению нарушений и произведено 08 июня 2020 г. возмещение в бюджет Республики Башкортостан в сумме 29735 руб., виновные лица привлечены к дисциплинарному взысканию в виде замечания; приказом №... от 18 июня 2020 г. о применении дисциплинарного взыскания в отношении ФИО2; служебной запиской от 12 мая 2020 г.; актом плановой камеральной проверки №... от 20 апреля 2020 г.; соглашением №... о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан от 26 июля 2019 г.; отчетом об использовании субсидий; дополнительным соглашением от 15 августа 2019 г. №... от к Соглашению №... от 26 июля 2019 г.; дополнительным соглашением о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан от 31 декабря 2019 г.; приложением к соглашению №..., №...; платежным поручением от 13 августа 2019 г.; справкой-уведомлением №... от 08 августа 2019 г.; выпиской из приложения №... к решению Совета городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан от 14 декабря 2018 г. №... о распределении расходов бюджета городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан на 2019 г. и на плановый 2020-2021 гг.; распоряжением главы администрации от 08 августа 2019 г. №... о распределении выделенных из бюджета Республики Башкортостан денежных средств; заявкой на оказание финансовой поддержки от 15 мая 2019 г.; распоряжением №... от 28 июня 2019 г. об утверждении прилагаемого распределения субсидий из бюджета Республики Башкортостан; постановлением №... от 29 января 2019 г. о внесении изменений в государственную программу; договором №... от 23 октября 2019 г., заключенным между и ООО «...», товарной накладной.

Допустимость и достоверность перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Вывод о виновности директора Спортивной школы Комитета ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, получившим надлежащую правовую оценку в вынесенном постановлении, а впоследствии судебном решении.

Учитывая, что денежные средства были перечислены в счет возмещения ущерба, причиненного бюджету Республики Башкортостан, что подтверждается письмом заместителя главы администрации по социальным вопросам ФИО4 от 22 июня 2020 г., платежным поручением №... от 08 июня 2020 г., характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя, отсутствие каких-либо тяжких последствий, судья городского суда пришел к обоснованному выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения, и прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Доводы жалобы должностного лица сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, которым была дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела, что полно и объективно отражено в оспариваемом судебном акте. Достаточных и юридически значимых оснований для иной оценки тех же доказательств и обстоятельств, не усматривается.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 28 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении директора Спортивной школы муниципального бюджетного учреждения Комитет по физической культуре, спорту и туризму городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан ФИО2 оставить без изменения, жалобу заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан ФИО5

Справка: судья Сафина И.Ф.