Судья Ноздрина О.О. Дело 21-37/2020
РЕШЕНИЕ
10 февраля 2020 года город Орел
Судья Орловского областного суда Угланова М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям ФИО8 от 30 октября 2019 года, решение судьи Мценского районного суда Орловской области от 20 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
установила:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям ФИО3 от 30 октября 2019 года должностное лицо <...> - ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Мценского районного суда Орловской области от 20 декабря 2019 года указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Орловский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, ФИО1 просит отменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда, прекратив производство по делу об административном правонарушении.
В обоснование доводов жалобы указывает, что ветеринарный сопроводительный документ (далее по тексту – ВСД) оформлен по основаниям, прямо предусмотренным Порядком оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, а также в соответствии с предоставленными правами доступа «должностного лица» зарегистрированного пользователя федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее по тексту – ФГИС).
Ссылаясь на письмо Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года №, указывает на то, что при праве доступа «должностное лицо», которое предоставляется зарегистрированному пользователю ФГИС, являющемуся уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, который может оформлять ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 года № 648, оформление ВСД может происходить без оформления заявки.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, возражения на жалобу представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Зубовой О.Д, ФИО2, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно статье 2.1 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (далее по тексту – Закон «О ветеринарии») ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования, в том числе при: перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности; оформлении ветеринарных сопроводительных документов; а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
Приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 № 648 утвержден Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, в силу которого павшие животные группы 01 ТН ВЭД или 03 ТН ВЭД, непригодные для употребления в пищу, отнесены к подконтрольным товарам, подлежащим сопровождению ветеринарными сопроводительными документами.
На основании части 4 статьи 2.3 Закона «О ветеринарии» специалисты в области ветеринарии, являющиеся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов на любые подконтрольные товары.
Форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливается ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (часть 7 статьи 2.3 Закона «О ветеринарии»).
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов производится в электронной форме в соответствии со статьей 2.3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», за исключением случаев, установленных частями 2.1 и 3 настоящей статьи.
Оформление ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии (пункт 8 статьи 2.3 Закона «О ветеринарии»).
Приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 утверждены Ветеринарные правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях.
Согласно пункту 3 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (далее по тексту – ВСД), оформление ВСД осуществляется, в том числе при перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами).
Оформление ВСД на любые подконтрольные товары, включенные в Перечень, утвержденный приказом Минсельхоза России № 648, могут осуществлять уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией (пункт 4 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ВСД).
Согласно пункту 28 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, право доступа «должностное лицо» предоставляется зарегистрированному пользователю ФГИС, являющемуся уполномоченным лицом органа или учреждения, входящего в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, который может оформлять ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648.
Заявка на оформление ВСД оформляется в электронной форме в ФГИС пользователем, зарегистрированным в ФГИС с правами доступа: «авторизованный заявитель», «оформление возвратных сертификатов», «уполномоченное лицо», «сертификация уловов ВБР», «аттестованный специалист» (пункт 33 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме). Требования к содержанию заявки на оформление ВСД предусмотрены пунктом 34 указанного порядка.
Пунктом 37 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявки уполномоченные лица принимают одно из следующих решений: оформить ВСД без проведения лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств; оформить ВСД по результатам проведения лабораторных исследований, ветеринарно-санитарной экспертизы, осмотра животных или транспортных средств; отказать в оформлении ВСД.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа № от 1 января 2019 года, начальник <...> - ФИО1 назначен ответственным за оформление ветеринарно-сопроводительных документов в ФГИС «Меркурий» и выдачу ВСД на бумажных носителях.
В рамках надзора за исполнением ветеринарного законодательства Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой в деятельности <...> выявлены нарушения при организации работы по оформлению ВСД. Установлено, что ветеринарные свидетельства формы № 3 на биологические отходы оформлялись начальником <...> ФИО1 по факту прибытия с трупами собак в учреждение ветеринарной службы ФИО6 в отсутствие от ИП ФИО6 соответствующих заявок на оформление ВСД на трупы животных в электронной форме в порядке, предусмотренном пунктами 33-34 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 и привлечения его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ по факту выдачи ИП ФИО6 ветеринарного свидетельства на биологические отходы формы № 3 № от 5 сентября 2019 года в отсутствие соответствующей заявки.
Факт административного правонарушения и вина ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, в частности: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21 октября 2019 года, из которого следует, что ФИО1 ИП ФИО6 выдано, в частности, ветеринарное свидетельство № от 5 сентября 2019 года в отсутствие оснований на его выдачу (л.д. 22-27); объяснением ФИО1, из которого следует, что указанное ветеринарное свидетельство выдано ИП ФИО6 по факту его устного обращения с просьбой оформить ВСД на трупы собак для их дальнейшей утилизации (л.д. 28-29); ответом начальника <...> ФИО1, из которого следует, что ИП ФИО6 не направлял заявки на выдачу ВСД (л.д. 31); ветеринарным свидетельством № от 5 сентября 2019 года, выданным ФИО1 ИП ФИО6 (л.д. 58).
Каждое доказательство получило оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.
Таким образом, ФИО1 обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ФИО1, нарушившего ветеринарные правила при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, несмотря на имевшуюся возможность для соблюдения законодательства в области ветеринарии, квалифицированы по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса.
Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 10.6 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, установленных по делу обстоятельств, является обоснованным и справедливым, соответствующим требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Тот факт, что Порядком оформления ВСД в электронной форме предусмотрено право доступа «должностное лицо», позволяющее оформлять ВСД на подконтрольные товары, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку данным Порядком установлено, что принятие решения уполномоченным лицом об оформлении ВСД возможно по результатам рассмотрения заявки.
Ссылка заявителя в жалобе на ответ Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года, не опровергает выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о допущенных ФИО1 нарушениях пунктов 33-34 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 589, при выдаче ИП ФИО6 ветеринарного свидетельства на биологические отходы формы № 3 № от 5 сентября 2019 года в отсутствие соответствующей заявки.
При этом доводы жалобы ФИО1 о том, что оформление ВСД может осуществляться должностными лицами Учреждения ветеринарной службы в отсутствие соответствующей заявки, не могут быть приняты во внимание, как основанные на ошибочном толковании заявителем приведенных выше нормативных правовых актов.
Таким образом, доводов, которые могли бы опровергнуть выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения и поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления и решения, жалоба не содержит.
Учитывая, что по делу правильно применены нормы материального права, и существенных нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены постановления должностного лица и судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда
решила:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям ФИО3 от 30 октября 2019 года, решение судьи Мценского районного суда Орловской области от 20 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья областного суда М.А. Угланова