ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-37/2021 от 25.03.2021 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Шегида Е.А. Дело № 21-37/2021

Р Е Ш Е Н И Е

25 марта 2021 года город Липецк

Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу ООО "Кемин Индастриз (Липецк)" на постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Липецкой области от 14 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 3 февраля 2021 года,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора - начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области ФИО1 от 14 декабря 2020 года ООО "Кемин Индастриз (Липецк)" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно постановлению, по состоянию на 2 декабря 2020 года, в нарушение части 3 статьи 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" при наличии периодов неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) ООО "Кемин Индастриз (Липецк)" не согласовало мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Решением судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 3 февраля 2021 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе ООО "Кемин Индастриз (Липецк)" просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, указывая на отсутствие состава вмененного административного правонарушения, а также считая его малозначительным. Доводы жалобы сводятся к тому, что мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятием были разработаны своевременно, и они представлены на согласование в разумный срок после вступления в силу Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 ноября 2019 года №811 (после 27 июня 2020 года), поскольку конкретный срок законодательством не установлен.

Выслушав представителей ООО "Кемин Индастриз (Липецк)" по доверенностям ФИО2 и ФИО3, поддержавших жалобу, возражения старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора - начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области ФИО1, изучив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов.

В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах 4 категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и представления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

В соответствии "Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий", утвержденных приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811 (вступили в силу 27 июня 2020 года) при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора (пункт 3).

Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган (пункт 19).

В целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на ОНВ хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ... (пункт 22).

Собранные доказательства, которым дана надлежащая оценка, правильно признаны достаточными для вывода о наличии состава вмененного административного правонарушения, выразившегося в непредставлении ООО "Кемин Индастриз (Липецк)" по состоянию на 2 декабря 2020 года для согласования в уполномоченный государственный орган мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при фактическом наличии предшествовавших периодов неблагоприятных метеорологических условий.

При этом учитывалось, что в соответствии с "Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" необходимые мероприятия должны разрабатываться и представляться на согласование эксплуатантами объектов 1, 2, 3 категорий.

ООО "Кемин Индастриз (Липецк)" является эксплуатантом объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 3 категории, что подтверждено свидетельством о постановке данного объекта на государственный учет № DICIOS8V от 22 августа 2019 года.

План мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий был представлен ООО "Кемин Индастриз (Липецк)" для согласования в Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области 1 декабря 2020 года (л.д.50), - более чем через пять месяцев после вступления в силу приказа Минприроды России от 28 ноября 2019 года №811.

Фактически же в указанный пятимесячный период неоднократно объявлялись неблагоприятные метеорологические условия, что подтверждено сообщением Липецкого ЦГМС - филиала ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" от 18 марта 2021 года, представленным в Липецкий областной суд.

Поскольку ООО "Кемин Индастриз (Липецк)" нарушило установленный порядок реализации мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при фактическом наличии периодов неблагоприятных метеорологических условий, а именно, не представило соответствующий план для согласования в уполномоченный государственный орган, деяние правильно квалифицировано по статье 8.1 КоАП РФ,

Доводы относительно отсутствия конкретного нормативного срока представления плана мероприятий для согласования признаются несостоятельными, поскольку исходя из буквального содержания вышеприведенных норм план соответствующих мероприятий разрабатывается эксплуатантами объектов 1, 2, 3 категорий с момента вступления в силу "Требований.. ..", и незамедлительно представляется на согласование.

Доводы представителей относительно длительности разработки плана мероприятий специализированной организацией несостоятельны, поскольку исполнение требований экологического законодательства является обязанностью юридического лица, что подразумевает, в том числе, контроль исполнителей.

При этом учитывается, что с момента опубликования указанных Требований до их вступления в силу имел место значительный временной период, позволявший заранее спланировать экологические мероприятия.

Процедура проведения проверки не нарушена, и статус резидента особой экономической зоны в данном случае соответствующих специальных последствий для проведения проверки не обусловливал, поскольку она проводилась на основании Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Существенных процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и (или) решения судьи, не допущено.

Административное наказание назначено в пределах санкции, срока давности, и является минимальным.

Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, исходя из его характера, длительности периода непредставления плана экологических мероприятий для согласования, количества фактически имевших место в этот период НМУ.

Доводы жалобы, направленные на иную оценку установленных обстоятельств дела, собранных доказательств, и иное толкование закона, не могут повлечь отмену обжалуемых актов.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора - начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области ФИО1 от 14 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ в отношении ООО "Кемин Индастриз (Липецк)", и решение судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 3 февраля 2021 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья Букреев Д.Ю.