ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-37/2024 от 18.01.2024 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-37/2024 (21-563/2023)

Судья Курышев С.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

18 января 2024 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Антонова А.В. на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики-Чувашии (далее – должностное лицо УФАС) № 021/04/7.32-669/2023 от 6 сентября 2023 года и решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 декабря 2023 года, вынесенные в отношении генерального директора АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» Антонова Алексея Вадимовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением должностного лица УФАС № 021/04/7.32-669/2023 от 6 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 декабря 2023 года, генеральный директор АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» (далее- АО «СЗ «ИК ЧР») Антонов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу решениями, Антонов А.В. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит вынесенные по делу акты отменить, производство по делу – прекратить.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитника Антонова А.В. – Гашимова Э.А., признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Антонова А.В. и прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении, извещенных надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.

Частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, приведен в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Антонова А.В. к административной ответственности) исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок.

Частью 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

При этом пунктом 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 08 марта 2022 года № 46-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом «а» части 1 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 № 680 «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия» установлено, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году допускаются следующие изменения существенных условий контракта - изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ранее изменялся.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В силу статьи 107 Закона о контрактной системе, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки прокуратурой Урмарского района Чувашской Республики установлено, что 7 сентября 2022 года между администрацией <данные изъяты> и АО «СЗ «ИК ЧР» заключен муниципальный контракт , по которому Застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок построить многоквартирный дом по адресу: <адрес> передать Заказчику после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию помещения (квартиры), а Заказчик обязуется уплатить обусловленную контрактом цену и принять в муниципальную собственность жилые помещения (квартиры) при наличии разрешения на ввод дома в эксплуатацию многоквартирного дома для последующего предоставления их детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числе детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом 1.7 Контракта срок исполнения обязательств по 1 декабря 2022 года.

Пунктом 1.4 Контракта предусмотрена передача введенного в эксплуатацию объекта строительства в срок по 1 декабря 2022 года

В нарушение законодательства о контрактной системе между администрацией <данные изъяты> и АО «СЗ «ИК ЧР» заключено дополнительное соглашение от 6 октября 2022 года к Контракту от 7 сентября 2022 года, в соответствии с которым пункт 1.4 Контракта изложен в редакции: «Закончить строительство, ввести дом в эксплуатацию не позднее 31 марта 2023 года», пункт 1.7 Контракта – «Срок выполнения условий, предусмотренных пунктом 1.1 с даты заключения Контракта по 1 октября 2023 года», чем превышен срок допустимого однократного изменения срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении.

7 сентября 2022 года между администрацией <данные изъяты> и АО «СЗ «ИК ЧР» заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность 8 (восемь) жилых помещений (квартир) в строящемся доме для последующего предоставления жильцам аварийного дома, по которому Застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок построить многоквартирный дом по адресу: <адрес> передать Заказчику после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию помещения (5 квартир), а Заказчик обязуется уплатить обусловленную контрактом цену и принять в муниципальную собственность жилые помещения (квартиры) при наличии разрешения на ввод дома в эксплуатацию многоквартирного дома для последующего предоставления их детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числе детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 1.7 Контракта установлен срок исполнения Подрядчиком своих обязательств по контракту: не позднее 21 ноября 2022 года.

В нарушение законодательства о контрактной системе между <данные изъяты> и АО «СЗ «ИК ЧР» заключено дополнительное соглашение от 6 октября 2022 года к Контракту от 7 сентября 2022 года, в соответствии с которым внесены изменения в части срока выполнения работ по 31 марта 2023 года пункт 1.7 Контракта изложен в редакции: «Закончить строительство, ввести дом в эксплуатацию не позднее 31 марта 2023 года», пункт 1.10 Контракта изложен: «Срок выполнения условий, предусмотренных пунктом 1.1 с даты заключения Контракта по 1 октября 2023 года».

По состоянию на 4 августа 2023 года работы по строительству многоквартирного дома не завершены.

Изменение срока исполнения АО «СЗ «ИК ЧР» Контрактов от 7 сентября 2022 года и путем заключения дополнительных соглашений от 6 октября 2022 года в нарушение требований законодательства о Контрактной системе послужило основанием для возбуждения прокурором Урмарского раойна Чувашской Республики в отношении генерального директора АО «СЗ «ИК ЧР» Антонова А.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, и вынесения должностным лицом УФАС постановления от 6 сентября 2023 года о привлечении Антонова А.В. к административной ответственности по означенной норме КоАП РФ.

Факт совершения Антоновым А.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП, и его виновность подтверждается совокупностью доказательств, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает.

При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа и судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статей 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется. При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.

Доводы заявителя о том, что дополнительными соглашениями от 6 октября 2022 года существенные условия Контрактов и не были изменены, суд второй инстанции находит несостоятельными.

Исходя из смысла статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.

К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (статья 768 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вопреки доводам жалобы оснований для вывода о заключении дополнительных соглашений в условиях крайней необходимости не имеется.

Ссылка заявителя на постановления главы <данные изъяты> от 12 сентября 2022 года № 989, 990 о принятии решений об изменении существенных условий договора при реализации части 1 статьи 65.1 Закона о контрактной системе не принимается, поскольку в соответствии с пунктом «а» части 1 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2022 № 680 изменения существенных условий контракта - изменение (продление) срока исполнения муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, допускается только при возникновении в ходе исполнения контрактов независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию.

Вместе с тем из материалов дела не следует, что при исполнении Контрактов и возникли независящие от сторон означенных контрактов обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения, в том числе в проектную документацию объекта строительства вносились изменения.

Так, условия муниципальной закупки, в том числе существенные условия в части сроков исполнения обязательств, были определены Заказчиком в ходе проведения муниципальной закупки. АО «СЗ «ИК ЧР» согласилось с данными условиями, Контракты и заключены по итогам муниципальной закупки, что является согласованным результатом действий сторон.

На момент заключения контрактов Общество, руководителем которого является Антонов А.В., соглашаясь при заключении муниципального контракта с установленными условиями, обязано было проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения муниципальных контрактов.

Из содержания письма АО «СЗ «ИК ЧР» от 25 апреля 2023 года на запрос прокурора от 19 апреля 2023 года о причинах несвоевременного выполнения условий Контрактов и следует, что негативными факторами, влияющим на строительство являются удорожание строительных материалов, миграция рабочей силы. Ненадлежащее исполнение обязательств подрядчиками, от услуг которых Общество в одностороннем порядке. Иные объективные данные о возникновении не зависящих от сторон обстоятельств не приведены (л.д. 41-42), цена контракта не изменена. Оснований полагать, что привлечение и подбор подрядчиков для целей своевременного исполнения условий Контрактов и относится к обстоятельствам, не зависящим от Общества, не имеется.

Ссылка заявителя на вынужденное участие в муниципальной закупке социального характера, равно как и приостановление государственной регистрации прав до 22 марта 2023 года по заявлению АО «СЗ «ИК ЧР» в связи с необходимостью устранения несоответствия сроков завершения строительства и передачи квартир в проектах Контрактов и аукционной документации срокам, установленным в проектной декларации объекта, не свидетельствует о возникновении в ходе исполнения контрактов независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность их исполнения.

Административный штраф назначен в минимальном размере и отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания административного правонарушения малозначительным не имеется.

Совокупность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.1.1 и 3.4 КоАП РФ для замены административного штрафа предупреждением, отсутствует.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.

Оснований для отмены вынесенных по делу актов не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики-Чувашии № 021/04/7.32-669/2023 от 6 сентября 2023 года и решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 декабря 2023 года, вынесенные в отношении генерального директора АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» Антонова Алексея Вадимовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Антонова А.В. – без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев