ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-381/2021 от 27.07.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Заикина М.В. 7/21-381/ 2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 27 июля 2021 года

Судья Костромского областного суда Добровольская Т.В.,

с участием должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - государственного инспектора Территориального отдела транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного МУГАДН ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Димитровского районного суда г. Костромы от ***,

вынесенное по жалобе ФИО1 на постановление государственного инспектора Территориального отдела транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного МУГАДН ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Д.*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.29 КоАП,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением государственного инспектора Территориального отдела транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного МУГАДН ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Д.*** от ***ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ и подвернут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ***. А именно в том то, что *** по адресу ***ФИО1, управляя транспортным средством *** (страна регистрации Молдова), сцепленным с полуприцепом-прицепом государственный регистрационный знак ***, в нарушение подпункта Б пункта 3 Правил заполнения российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государств, утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июля 2020 года N 261, Приложение 8, осуществлял международную автомобильную перевозку с незаполненным разрешением - не заполнены строки 12 и 13, расположенные с правой стороны Российского разового разрешения на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику.

Решением судьи Димитровского районного суда г. Костромы от *** указанное постановление государственного инспектора Территориального отдела транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного МУГАДН ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Д.*** от *** изменено, снижен размер назначенного наказания до ***. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

ФИО1, обратившись в областной суд с жалобой на решение судьи Димитровского районного суда г. Костромы от *** (изготовленной, как указано в жалобе, с подписью В.), просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Приводя в качестве обоснования ранее выдвигаемые доводы при обжаловании в суд постановления о привлечении его к административной ответственности о том, что на момент транспортного контроля на ***ФИО1 совершал порожний (негруженый) проезд с места разгрузки груза на въезд с территории РФ по маршруту Российская Федерация - Республика Молдова, и транспортное средство двигалось без наличия международной товаро-транспортной накладной. В действующих Правилах заполнения российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства не установлена обязанность водителя (перевозчика) на заполнение пунктов 10, 11, 12, 13 российских разрешений при порожнем проезде транспортных средств по территории РФ, о чем имеется разъяснение на сайте Минтранса РФ, и, в частности, в подпункте б пункта 3 Правил не установлена необходимость заполнения пунктов 12 и 13 на проезд конкретного транспортного средства. Ссылаясь на Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», указывает, что вид выполняемой международной перевозки определяется на основании данных, содержащихся в международной товаро-транспортной накладной, а при проезде транспортного средства без груза на основании информации, предоставляемой водителем. Приводя положения подпункта б пункта 3 Правил заполнения российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки…, указывает, что ФИО1 (иностранный перевозчик) должен был бы заполнить пункты 12 и 13 разрешения только на месте начала новой погрузки на территории РФ, а не на месте разгрузки груза до проезда до нового места погрузки груза. Полагает, что указанные в подпункте б пункта 3 Правил… правила-положения возможно было бы применить только в случае если у должностного лица, проводящего транспортный контроль, имелись сведения о том, что водитель (перевозчик) планирует в дальнейшем (после разгрузки на территории РФ) погрузку на территории РФ. В материалах дела не имеется доказательств, что водитель (перевозчик) планировал после разгрузки на территории РФ произвести погрузку на территории РФ. Считает, что ФИО1 заполнил временное разрешение правильно и не нарушил действующее Российское законодательство.

ФИО1., его защитник В., будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, о чем в деле имеются возвратившиеся по истечению срока хранения почтовые извещения, в судебное заседание не явились, иных письменных пояснений и возражений в суд не представили.

Государственный инспектор ТОТГАДН по Костромской области Восточного МУГАДН ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, представив отзыв и дав согласно им пояснения о том, что в соответствии с Приказом Минтранса № 261 от 28 июля 2020 года пунктом 3 Правил заполнения российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства иностранный перевозчик должен внести информацию о наименовании и весе перевозимого груза, о государстве или пункте погрузки в пунктах 10, 11, 12, 13 разового разрешения в случаях проезда к месту погрузки негруженого транспортного средства, ранее разгруженного не территории РФ. Нужно заполнить правую сторону российского разового разрешения с территории или на территории третьего государства. Пункты 12 Государство или пункт погрузки и 13 Государство или пункт разгрузки, так как разрешенный вид международной автомобильной перевозки двусторонняя, транзитная по данному разрешению водитель перевозчика следовал к месту погрузки в Российской Федерации Костромская область г. Кострома. То есть, он заранее знал, где будет осуществляться погрузка, но не заполнил российское разовое разрешение на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику.

Выслушав государственного инспектора ТОТГАДН по Костромской области Восточного МУГАДН ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Д., проверив материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении и обстоятельства дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях, согласно статьи 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены установление виновности лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, в силу положений статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются на основании доказательств, а именно: протокола об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с положениями статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Часть 1 статьи 11.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность водителей в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей за осуществление международных автомобильных перевозок с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без разрешений, если такие разрешения обязательны, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо без учетного талона, выдаваемого органами государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок.

Статьей 2 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» установлено, что вид выполняемой международной автомобильной перевозки груза (двусторонняя, транзитная или перевозка с территории или на территорию третьего государства) определяется на основании данных, содержащихся в международной товарно-транспортной накладной. Международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями, со специальными разрешениями и с многосторонними разрешениями. В российских разрешениях и специальных разовых разрешениях на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства указываются виды международных автомобильных перевозок, на осуществление которых такие разрешения дают право иностранным перевозчикам, и условия использования таких разрешений. Правила заполнения российских разрешений и специальных разрешений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Разрешения, международные товарно-транспортные накладные и другие документы, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения и законодательством Российской Федерации требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны быть заполнены иностранным перевозчиком до въезда транспортного средства на территорию Российской Федерации, находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов. (Данные положения закреплены в частях 1, 2, 3, 9).

Приказом Минтранса России от 28 июля 2020 года N 261 «Об утверждении порядка подачи и формы заявления для получения иностранных и многосторонних разрешений, форм заявки для определения общей годовой потребности в иностранных разрешениях и в многосторонних разрешениях, формы бланков российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства, а также правил заполнения российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства» утверждены Правила заполнения российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства, Приложение № 8 к Приказу.

Пунктом 1 Правил заполнения российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства определено, что иностранный перевозчик, осуществляющий международную автомобильную перевозку грузов, до проезда принадлежащего ему транспортного средства по территории Российской Федерации должен обеспечить заполнение, в том числе (подпункт д), следующих пунктов бланков российских разрешений - при проезде транспортного средства с грузом по территории Российской Федерации: в пунктах 10, 11, 12, 13 бланка разового разрешения при перевозке груза в Российскую Федерацию либо при первом транзитном проезде по территории Российской Федерации информация вносится в левую графу, при перевозке груза из Российской Федерации либо при обратном транзитном проезде по территории Российской Федерации информация вносится в правую графу.

Согласно подпункта б пункта 3 Правил заполнения российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства иностранный перевозчик должен внести информацию о наименовании и весе перевозимых грузов, о государстве или пункте погрузки и о государстве или пункте разгрузки в пунктах 10, 11, 12, 13 разового разрешения с момента начала погрузки транспортного средства в случаях проезда к месту погрузки негруженого транспортного средства, ранее разгруженного на территории Российской Федерации.

Из буквального трактования данных положений нахожу, что заполнение, в том числе, пунктов 12 и 13 бланка разового разрешения в правой графе о государстве или пункте погрузки (12 пункт) и о государстве или пункте разгрузки (13 пункт) следует в случаях: - при перевозке груза из Российской Федерации либо при обратном транзитном проезде по территории Российской Федерации; - с момента начала погрузки транспортного средства в случаях проезда к месту погрузки негруженого транспортного средства, ранее разгруженного на территории Российской Федерации.

Из постановления по делу об административном правонарушении от *** следует, что *** по адресу ***ФИО1, управляя транспортным средством *** (страна регистрации Молдова), сцепленным с полуприцепом-прицепом государственный регистрационный знак ***, осуществлял международную автомобильную перевозку с незаполненными строками 12 и 13, расположенными с правой стороны Российского разового разрешения на проезд конкретного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику.

Данные фактические обстоятельства дела ФИО1. не оспариваются и подтверждаются.

Также, как фактическим обстоятельствами дела установлено, что транспортное средство иностранного перевозчика, въехавшее на территорию Российской Федерации с грузом - яблоки из Молдовы (пункты 12 и 13 временного разрешения с левой стороны заполнены - Молдова и Россия, соответственно) следовало негруженым, будучи разгруженным на территории Российской Федерации.

Вышеуказанным постановлением должностного лица от ***ФИО1, как водителю иностранного перевозчика, вменено в вину нарушение требований подпункта Б пункта 3 Правил заполнения российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государств, утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июля 2020 года N 261.

Однако нахожу, что данное безусловно достоверного доказательственного подтверждения материалами дела об административном правонарушении не нашло.

Как указывалось выше, ФИО1 вменено в вину незаполнение пунктов 12 и 13 временного разрешения двигавшегося негруженого конкретного транспортного средства иностранного перевозчика в нарушение подпункта Б пункта 3 Правил заполнения российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства. То есть, в случае проезда к месту погрузки ранее разгруженного на территории Российской Федерации негруженого транспортного средства. При этом, данный подпункта Б пункта 3 Правил содержит оговорку о времени заполнения соответствующих граф - с момента начала погрузки транспортного средства.

Таковая редакция данного положения не исключает возможности заполнения данной графы не только с момента непосредственного начала погрузки, но, полагаю, требует подтверждения проезда транспортного средства к месту погрузки и, при отсутствии иных расширительных положений Правил…, а также иных законодательно закрепленных обязательных требований, трактований законодателя и комментариев, также не исключает движения негруженого транспортного средства.

Исходя из выданного на конкретное транспортное средство Российского разового разрешения между Россией и Молдовой разрешенным видом международной автомобильной перевозки указана - двусторонняя, транзитная.

Возможно, не исключается, что транспортное средство под управлением ФИО1 двигалось на погрузку на территории Российской Федерации.

В тоже время, документально доказательственных данных данного материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Объяснений у ФИО1. о характере поездки и его действиях не отбиралось, отдельных письменных пояснений ФИО1 материалы дела об административном правонарушении не содержат.

В протоколе об административном правонарушении в графе объяснения лица, являющегося водителем, имеется запись ФИО1, о том, что по Приказу от 28 июля 2020 года N 261 водитель после разгрузки не обязан заполнять пункты 10, 11, 12, 13, едущим на загрузку.

Однако, несмотря на фактически высказанные доводы о несогласии с необходимостью заполнения данных пунктов со ссылкой Минтранса России от 28 июля 2020 года N 261, нарушение положений которого и вменяется ФИО1 в вину, а впоследствии мотивированно высказанные в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, какой-либо оценки должностным лицом и судьей районного суда им дано не было.

В постановлении должностного лица и решении судьи приведена фабула правонарушения, в котором ФИО1 признан виновным и нормы закона.

Высказывая мнение о том, что оснований сомневаться в выводах должностного лица и оценке действий правонарушителя не имеется, судья, не ответив и не оценив вышеуказанный довод, при том, что фактические обстоятельства дела не оспариваются, указала, что аргументированных доводов об отсутствии события и состава административного правонарушения, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы должностного лица, в жалобе не приведено и не было представлено в судебное заседание.

Указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о доказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, не были учтены и оценены как должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административным правонарушении, так и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица.

Данные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.10 и части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, названные нарушения не могут быть восполнены при пересмотре решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

В силу положений частей и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Решение судьи Димитровского районного суда г. Костромы от ***, постановление государственного инспектора Территориального отдела транспортного контроля и государственного автодорожного надзора по Костромской области Восточного МУГАДН ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Д.*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья: Т.В. Добровольская