Дело № 21-383
РЕШЕНИЕ
21 июня 2016 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Пантелеев В.М.,
при секретаре Платицыной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Специализированного муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Вольск «Ритуал» (далее - СМУП «Ритуал») на решение судьи Вольского районного суда Саратовской области от 27 апреля 2016 года и постановление государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области от 02 марта 2016 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ в отношении СМУП «Ритуал»,
установил:
постановлением государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области от 02 марта 2016 года Специализированное муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Вольск «Ритуал» (далее - СМУП «Ритуал») привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Вольского районного суда Саратовской области от 27 апреля 2016 года названное постановление инспектора оставлено без изменения, жалоба СМУП «Ритуал» - без удовлетворения.
СМУП «Ритуал» обратилось в Саратовский областной суд с жалобой на решение суда и постановление должностного лица, в которой просит их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении, а также о том, что СМУП «Ритуал» не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, как по расписанию, так и по заказу. Имеющиеся в материалах дела копии заказов на автотранспорт, являющиеся приложениями к путевым листам, ведутся по инициативе СМУП «Ритуал» с целью контроля движения транспортных средств. В указанных заказах на автотранспорт заказчиками выступают работники СМУП «Ритуал», в основном организаторы ритуала.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Частью 1 статьи 6.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 рублей до 20 000 рублей; на юридических лиц – от 30 000 рублей до 60 000 рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны: соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности; обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака: на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров; помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг (к которым согласно ГОСТам 32609 - 2014 и Р 54611 - 2011 относятся и ритуальные услуги), услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах.
Пунктом 5 Приказа Минздрава Российской Федерации от 12 мая 2014 года № 214h «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» предусмотрено, что знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств - на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.
Согласно ГОСТ Р 54611 - 2011 услуги по организации похорон можно классифицировать как: а) основные: 1) услуги диспетчера; 2) агентские услуги; 3) транспортирование останков и праха умерших или погибших; 4) предпохоронное содержание останков умерших или погибших; 5) реализация похоронных принадлежностей и обрядовой атрибутики; 6) подготовка и регистрация места захоронения; 7) услуги церемониймейстера; б) дополнительные: 1) юридические консультации по правовым вопросам; 2) заключение договоров на комплексное похоронное обслуживание при жизни субъекта волеизъявления; 3) обеспечение страхования намогильных сооружений; 4) прокат похоронных принадлежностей, в том числе одежды, орденских подушечек, мебели и декораций, обрядовой атрибутики (в том числе с доставкой на дом); 5) изготовление и опайка цинковых гробов; 6) эксгумация тел для последующих перезахоронений; 7) приготовление питания, сервировка столов для проведения поминок; 8) изготовление мемориальных информационных продуктов (видеоролики, презентации, фильмы, слайд-шоу) для демонстрации на похоронах.
Согласно ГОСТ 32609 - 2014 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», п. 2.14.2 катафальные перевозки - это перевозка специализированным катафальным транспортом останков или праха умершего, ритуальных принадлежностей и участников погребения. При этом согласно п. 2.14.3 к катафальным транспортным средствам относятся исключительно специальные или приспособленные транспортные средства, зарегистрированные в качестве такового в установленном порядке и предназначенные для перевозки гроба с останками, урны с прахом умершего или погибшего и участников погребения.
В соответствии с требованиями ст. 27 Федерального закона № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключённого в письменной форме.
Согласно пункту 89 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком.
Как следует из материалов дела Управлением государственного автодорожного надзора по Саратовской области 01 марта 2016 года и 02 марта 2016 года проводилась плановая выездная проверка СМУП «Ритуал» в целях контроля соблюдения в процессе осуществления деятельности обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере транспорта.
В ходе проведенной проверки установлено, что СМУП «Ритуал» осуществляет перевозку пассажиров автотранспортным средством ГАЗ-32212, государственный регистрационный знак <данные изъяты> которое согласно паспорту технического средства и свидетельству о регистрации ТС относится к категории «D» - автобус (согласно пункту 1 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 15 ноября 1995 года: категория «D» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя) и не является (не зарегистрирован) специализированным/специальным транспортным средством.
Перевозка пассажиров от места захоронения к месту проведения поминок не входит в список услуг по организации и проведению похорон (ритуальных услуг), а транспортное средство ГАЗ-32212, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, является автобусом общего пользования (не относится к специализированным/специальным транспортным средствам), и его эксплуатация регулируется нормативными правовыми актами в сфере транспорта.
Согласно путевым листам указанным транспортным средством осуществлялась перевозка пассажиров по заказу (графа «задание водителю» - в распоряжение заказчика) по различным маршрутам, в том числе: городское кладбище - «Спутник» (кафе); городское кладбище - «Блюз» (кафе); кладбище - г. Шиханы.
В соответствии с предоставленными заказами на автотранспорт заказчиками являются физические лица (пассажиры).
Исходя из вышеизложенного, СМУП «Ритуал», осуществляющее заказные перевозки пассажиров автобусом общего пользования (общественным транспортом) ГАЗ-32212, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, обязано соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, в том числе, путём размещения знаков о запрете курения на транспортном средстве, используемом для перевозки пассажиров (на двери с внешней стороны).
Однако, в ходе проверки установлено, что СМУП «Ритуал» не выполнило вышеприведенные нормы закона, а именно: знаки о запрете курения на транспортном средстве, используемом для перевозки пассажиров (на двери с внешней стороны), где курение табака запрещено, отсутствуют.
Вина СМУП «Ритуал» в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, достаточных для установления юридически значимых для дела обстоятельств: актом проверки № 13-В от 02 марта 2016 года, приложением к данному акту проверки, предписанием № 13-В от 02 марта 2016 года, выпиской из ЕГРЮЛ, Уставом СМУП «Ритуал», путевыми листами, заказами на автотранспорт, паспортом транспортного средства, свидетельством о регистрации транспортного средства, фотоматериалом.
Кроме того, СМУП «Ритуал» не опровергает факта отсутствия на транспортном средстве ГАЗ-32212, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, знака о запрете курения.
Дав надлежащую правовую оценку приведенным доказательствам, должностное лицо и суд пришли к обоснованному выводу о совершении СМУП «Ритуал» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ.
Наказание СМУП «Ритуал» назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании действующего законодательства и направлены на несогласие с произведенной судом в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ оценкой доказательств, что само по себе не может являться основанием для отмены состоявшихся постановлений в отношении СМУП «Ритуал».
Доводы жалобы о том, что в заказах на автотранспорт заказчиками выступают работники СМУП «Ритуал», в основном организаторы ритуала, несостоятельны, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, не представило доказательств, что указанные в имеющихся в материалах дела заказах на автотранспорт заказчики являются сотрудниками предприятия. Кроме того, в заказе на автотранспорт на 05 февраля 2016 года имеется отметка о выезде с клиентами в г. Шиханы.
Вместе с тем, считаю необоснованными доводы Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области и выводы суда о том, что СМУП «Ритуал», осуществляющее оказание бытовых услуг, обязано соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака в принадлежащих ему помещениях путём размещения знаков о запрете курения у каждого входа на территории, в здания и объекты СМУП «Ритуал».
В соответствии с Положением об Управлении государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным Приказом Ространснадзора от 12.07.2013 года N АК-778фс, Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Саратовской области. Полномочия данного органа перечислены в пунктах 5-27 указанного положения, и в них не перечислены полномочия по осуществлению контроля и надзора в области соблюдения юридическими лицами требований законодательства, предъявляемых к содержанию принадлежащих им территорий, зданий и объектов, не связанных с транспортной деятельностью.
При таких обстоятельствах Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области в ходе осуществления проверки не обладало полномочиями по установлению соблюдения СМУП «Ритуал» норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака в принадлежащих ему помещениях путём размещения знаков о запрете курения у каждого входа на территории, в здания и объекты, предназначенные для предоставления бытовых услуг, в связи с чем приведенные им доводы в указанной части являются неправомерными, а вышеприведенные выводы суда подлежат исключению из решения.
Вместе с тем исключение указанных выводов не влияет на правильное по существу решение суда исходя из установленных выше обстоятельств дела, и не влечет оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Саратовской области от 02 марта 2016 года и решение Вольского районного суда Саратовской области от 27 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу Специализированного муниципального унитарного предприятия муниципального образования город Вольск «Ритуал» – без удовлетворения.
Судья В.М. Пантелеев