Судья Сааринен И.А. | № |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Карелия на решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Никитина О.А.,
установил:
на основании постановления заместителя Министра финансов Республики Карелия от 25 июня 2019 г. Никитин О.А. был подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.10 ст.7.32 КоАП РФ.
Решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 13 сентября 2019 г., принятым по результатам пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вменяемого противоправного деяния.
В поданном в вышестоящий суд протесте заместитель прокурора Республики Карелия фио1 просит отменить решение судьи и возвратить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции ввиду несоблюдения принципа всестороннего, полного и объективного рассмотрения данного дела, что повлекло принятие незаконного судебного акта.
Доводы протеста обоснованы доказанностью факта нарушения Никитиным О.А. требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившегося в подписании должностным лицом акта о приемке выполненных подрядчиком работ, не соответствующих условиям государственного контракта, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст.ст.2.1, 2.4 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Частью 10 ст.7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из ч.1 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого деяния (далее - Закон о контрактной системе), исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст.95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В силу чч.2, 7 ст.94 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого деяния) поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком.
Исследование материалов настоящего дела показало, что 10 июля 2018 г. между
КУ РК «(...)» (заказчиком) и
ООО «(...)» (подрядчиком) был заключен государственный контракт
№-ПИР/18 на выполнение работ по разработке документации по планировке территории, выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации объекта «Строительство мостового перехода через (.....) на км 127+470 автомобильной дороги (...)» в соответствии с заданием № (Приложение № к контракту).
Срок окончания обусловленных контрактом работ определен до 30 ноября 2018 г., общая стоимость заказа составила 3200 000 рублей.
По условиям государственного контракта подрядчик принял на себя обязательства по выполнению установленных в п.1.1 работ, заказчик - по принятию выполненных работ и оплате их в установленном контрактом порядке.
Согласно подп.2.1.1 п.2.1 раздела 2 контракта подрядчик обязуется выполнить работы в полном объеме и в сроки, предусмотренные требованиями контракта и приложениями к нему.
В подп.2.2.1 п.2.2 раздела 2 контракта установлено, что в ходе приемки работ заказчиком осуществляется экспертиза выполненных подрядчиком работ в части их соответствия условиям контракта, расходы по проведению которой несет заказчик.
В силу подп.2.2.1, 2.2.2 раздела 2, подп.5.4, 5.6 раздела 5 контракта заказчик обязуется принять выполненные работы в соответствии с разделом 5 контракта и произвести оплату выполненных работ в соответствии с разделом 3 контракта. Оплата выполненных работ производится заказчиком после подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма №КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3), счета-фактуры (счета).
Календарным планом (Приложение № к контракту) было предусмотрено два этапа работ: 1 этап - сбор исходных данных, инженерные изыскания (полевые работы, камеральные работы) сроком исполнения с момента (даты) заключения контракта до
15 августа 2018 г.; 2 этап - подготовка документации по планировке территории в составе проекта планировки территории и проекта межевания территории, разработка проектно-сметной документации, направление проектно-сметной документации в государственную экспертизу, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение положительного заключения по результатам достоверности определения сметной стоимости, передача заказчику комплекта сметной документации, сроком исполнения с
16 августа по 30 ноября 2018 г.
Акт приемки выполненных работ № по разработке документации по планировке территории, выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации обозначенного в контракте объекта подписан 08 апреля 2019 г. заместителем начальника проектно-технического отдела КУ РК «(...)» Никитиным О.А.
В дальнейшем при проведении по решению заместителя прокурора Республики Карелия от 23 мая 2019 г. проверки на предмет исполнения КУ РК «(...)» требований Бюджетного кодекса РФ и Закона о контрактной системе был выявлен факт приемки данным учреждением результатов исполнения заказа при наличии не устраненного несоответствия с условиями контракта, и действия Никитина О.А. по подписанию акта о приемке выполненных подрядчиком работ с учетом оплаты за счет средств заказчика услуг по направлению проектно-сметной документации в государственную экспертизу и получению положительного заключения в размере 696357 рублей расценены как дополнительное расходование бюджетных средств.
В связи с установлением при исполнении государственного контракта №-ПИР/18 от 10 июля 2018 г. нарушения заказчиком требований чч.1, 2, 7 ст.94 Закона о контрактной системе, п.3.10 контракта, п.15 задания № и календарного плана, являющихся неотъемлемыми его частями, 11 июня 2019 г. заместителем прокурора Республики Карелия вынесено постановление о возбуждении в отношении Никитина О.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.7.32 КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы дела были переданы на рассмотрение в Министерство финансов Республики Карелия, по результатам которого постановлением заместителя Министра финансов Республики Карелия от 25 июня 2019 г. Никитин О.А. признан виновным в совершении инкриминируемого деяния.
Решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 13 сентября 2019 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вменяемого правонарушения.
В силу чч.3, 7 ст.94 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого деяния)для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В соответствии со ст.758 Гражданского кодекса РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В п.1 ст.760 Гражданского кодекса РФ установлена обязанность подрядчика выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ. Подрядчик не вправе при этом передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.
Согласно ч.15 ст.48 Градостроительного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого деяния) в случаях, предусмотренных ст.49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Исходя из положений чч.1, 5, 9 ст.49 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого деяния), проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных чч.2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с ч.13 ст.48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией).
Согласно п.2 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145, под заявителем понимается технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы.
В силу подп.«и» п.13, п.59 названного Положения полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально. Государственная экспертиза проектной документации осуществляется за счет средств заявителя.
Исследование материалов дела показало, что согласно плану выполнения проектно-изыскательских работ на 2018 г. по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Карелия и искусственных сооружений на них, утвержденному исполняющим обязанности Министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия 29 марта 2018 г., в отношении выполнения работ по разработке документации по планировке территории, выполнению инженерных изысканий и подготовке проектной документации объекта «Строительство мостового перехода через (.....) на км 127+470 автомобильной дороги (...)» был предусмотрен объем бюджетных ассигнований в размере 3200000 рублей и на проведение государственной экспертизы этого объекта - в размере 1000000 рублей.
Исходя из буквального толкования положений пп.3.3, 3.10 государственного контракта №-ПИР/18 от 10 июля 2018 г., в цену контракта входят все расходы, связанные с выполнением подрядчиком обязательств по контракту, включая расходы на уплату налогов и других обязательств, которые подрядчик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оплата за получение в соответствующих организациях документов, согласований, заключений, материалов, аренду специальных средств и прочих затрат производится подрядчиком в рамках цены контракта, указанной в п.3.1.
С учетом анализа заложенных сторонами в государственном контракте условий, положений документации, являющейся неотъемлемой частью контракта, и документов, представленных в АУ РК «(...)» для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, применительно к приведенным нормам специального законодательства, регулирующим возникший вопрос, судья правильно решил об отсутствии в конкретной сложившейся ситуации безусловных доказательств, подтверждающих факт возложения на подрядную организацию обязанности по осуществлению проведения и оплаты государственной экспертизы за свой счет из средств, включенных в общую стоимость работ по контракту, и соответственно наличия обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст.ст.2.1, 2.4 названного Кодекса, закрепляющими общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающими необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) должностного лица признаков противоправности и виновности, и ст.26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан при отсутствии их вины.
Поскольку с учетом установленных по делу конкретных обстоятельств выводы прокурора и должностного лица административного органа о бесспорной доказанности факта совершения Никитиным О.А. инкриминируемого деяния обоснованными признать нельзя, судья при разрешении жалобы привлекаемого к ответственности лица на законных основаниях прекратил производство по настоящему делу по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием квалифицированных признаков состава вменяемого правонарушения.
Несогласие подателя протеста с выводами судьи, основанными на правильном толковании и применении положений КоАП РФ и норм законодательства, подлежащих применению, отмену обжалуемого акта не влечет.
При таких обстоятельствах решение судьи Петрозаводского городского суда РК подлежит оставлению без изменения, протест заместителя прокурора Республики Карелия - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от
13 сентября 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Никитина О.А. оставить без изменения, протест заместителя прокурора Республики Карелия - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова