ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-385/20 от 10.06.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья р/с Егерова И.В. Дело №21-385/2020

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 10 июня 2020г.

Судья Кемеровского областного суда Макушенко М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Сисим», ИНН , находящегося по адресу: ул. 26 Бакинских комиссаров, дом 1 «Д», строение 4, г. Красноярск, Красноярский край,

по жалобе защитника- адвоката Екимова А.В. на постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В. от 25 июля 2019г., решение начальника департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, главного государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Высоцкого С.В. от 18 сентября 2019г. и решение судьи Тисульского районного суда Кемеровской области от 12 марта 2020г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №63 АПН/03/19 ст. госинспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В. от 25.07.2019, оставленным без изменения решением №63 АПН/03/19 начальника департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, главного государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Высоцкого С.В. от 18.09.2019 и решением судьи Тисульского районного суда Кемеровской области от 12 марта 2020г., ООО «Сисим» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В жалобе защитник Екимов А.В. просит указанные акты отменить, производство по делу прекратить, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, а именно, в связи с тем, что административное дело возбуждено и протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, в связи с чем постановление о привлечении к административной ответственности также вынесено с нарушением процедуры административного производства, что влечет признание его незаконным и отмену.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно положениям ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 25.07.2019г. постановлением № 63АПН103/19 старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В. ООО «Сисим» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, основанием для чего послужило выявление 20.06.2019г. факта прямого переливания из трубы, установленной в отстойник, глинистой промывной воды в реку Горелая, что могло повлечь ее загрязнение.

Вывод о наличии в действиях ООО «Сисим» состава ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ сделан на основании установленного факта сброса неочищенных сточных вод из отстойника ООО «Сисим» в реку Горелая 20.06.2019. Суд пришел к выводу, что данный отстойник эксплуатируется ООО «Сисим», которое как хозяйствующий субъект в полной мере отвечает за соблюдение всех требований законодательства при ведении деятельности по добыче золота и должно принимать исчерпывающие меры, направленные на недопущение указанных нарушений, учитывать все факторы при ведении работ, в том числе и природные (наличие грунтовых вод, осадки и т.д.), принимать меры для соблюдения требований законодательства.
Суд, проанализировав п.19 ст.1, ч.1 ст. 44, п.19 ч.6 ст. 60 ВК РФ пришел к выводу, что сброс неочищенных сточных вод в водные объекты законодательно запрещен.

В ходе рассмотрения дела в отношении Общества установлено, что исчерпывающие меры для недопущения правонарушения им не приняты, что свидетельствует о вине юридического лица в допущенном правонарушении.

Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Сисим» подтверждаются представленными в дело доказательствами, а именно протоколом осмотра от 20.06.2016г. и иными материалами дела, оцененными в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Перечисленным доказательствам судья дал верную оценку, обоснованно согласившись с установлением вины ООО «Сисим» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП.

Жалоба на постановление от 25 июля 2019г., решение от 18 сентября 2019г. районным судом была рассмотрена в соответствии с требованиями закона.

В жалобе, представленной в Кемеровский областной суд защитником ООО «Сисим» указано, что департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области проверена деятельность ООО «Сисим» на двух взаимосвязанных объектах: участок горных работ (месторождение россыпного золота на р.Горелая, лицензия КЕМ 01876 БР); река Горелая в Тисульском районе Кемеровской области.

Для определения органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный экологический надзор или региональный государственный экологический надзор в законодательстве сформулированы правила: уровни поднадзорности предусмотрены для объектов, а не для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом, Правительством РФ установлены критерии объектов федерального надзора, если объект не соответствует указанным критериям, то он относится региональному надзору.

Согласно подпункту "б" пункта б критериев, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. N 903, объекты на которых осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения, подлежат федеральному государственному экологическому надзору.

Таким образом, участок горных работ (месторождение россыпного золота на р. Горелая, Лицензия подлежит федеральному государственному экологическому надзору.

Данное утверждение также подтверждается открытым федеральным реестром объектов НВОС, в котором объект 32-0142-00794-П месторождение россыпного золота на р. Горелая отнесен к федеральному уровню надзора.

Река Горелая не соответствует критериям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. N 903, и относится к региональному государственному экологическому надзору.

Исходя из фактических обстоятельств дела невозможно проверить деятельность ООО «Сисим» на реке Горелая без одновременной проверки на участке горных работ.

Так как проверяемые объекты относятся к разным уровням надзора, то уполномоченным лицом является представитель федерального надзора.

С учетом изложенного данное дело об административном правонарушении было рассмотрено должностным лицом департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области с нарушением правил подведомственности.

Данные доводы жалобы являются необоснованными.

Объективная сторона части 4 статьи 8.13 КоАП РФ состоит в действиях или бездействии, нарушающих требования к охране водных ресурсов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 6 ст. 25 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.

Согласно ч. 3 ст. 36 Водного кодекса РФ критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 05.06.2013 N 4764. "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов) федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на водных объектах, перечень которых утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного экологического надзора.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.11.2006 N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов" критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов.

Объектом контроля является водный объект - р. Горелая, расположенный в пределах территории субъекта, подлежащий региональному государственному контролю.

Положения п.3 ст. 65 ФЗ РФ от 10.01.2002г № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» согласно которым государственный экологический надзор юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность с использованием объектов, один из которых подлежит федеральному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, исключены с 01.01.2015 года.

Все иные доводы жалобы в части отсутствия состава правонарушения проверены судом и мотивировано отвергнуты, не согласиться с данными выводами оснований не имеется.

Постановление о назначении административного наказания вынесено надлежащим должностным лицом уполномоченного государственного органа в рамках своих полномочий.

При этих обстоятельствах судья областного суда находит довод жалобы в указанной части несостоятельным.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, с учетом всех обстоятельств, установленных по делу, в минимальном размере.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В. от 25 июля 2019г., решения начальника департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, главного государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Высоцкого С.В. от 18 сентября 2019г. и решения судьи Тисульского районного суда Кемеровской области от 12 марта 2020г. и удовлетворения жалобы не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В. от 25 июля 2019г., решение начальника департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, главного государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Высоцкого С.В. от 18 сентября 2019г. и решение судьи Тисульского районного суда Кемеровской области от 12 марта 2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сисим» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу в день его вынесения, но может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья М.Ф. Макушенко