судья ФИО20 № 7-385/2012
РЕШЕНИЕг. Астрахань 21 декабря 2012 года
Судья Астраханского областного суда Баранов Г. В., при секретаре Курбановой М. Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 19 ноября 2012 года об отмене постановления руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. от 14 мая 2012 года № 30-А(К)-04-12 по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника управления муниципального заказа администрации г. Астрахани ФИО1 и возвращении дела об административном правонарушении в Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области,
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. от 14 мая 2012 года № 30-А(К)-04-12 начальник управления муниципального заказа администрации г. Астрахани ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнута административному штрафу в размере 15000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица указанного органа, ФИО1 обратилась с жалобой в Кировский районный суд г. Астрахани.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 5 июля 2012 года жалоба ФИО1 удовлетворена. Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. от 14 мая 2012 года № 30-А(К)-04-12 отменено, производство по делу прекращено.
Решением Астраханского областного суда от 21 сентября 2012 года решение Кировского районного суда г. Астрахани от 5 июля 2012 года отменено, материал по жалобе начальника управления муниципального заказа администрации г. Астрахани ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. от 14 мая 2012 года № 30-А(К)-04-12 возвращен на новое рассмотрение в тот же суд.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 19 ноября 2012 года постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. от 14 мая 2012 года № 30-А(К)-04-12 по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ в отношении начальника управления муниципального заказа администрации г. Астрахани ФИО1 отменено, дело об административном правонарушении возвращено в Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области.
В жалобе руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. ставит вопрос об отмене решения районного суда, по основаниям неправильного применения норм процессуального права.
Выслушав представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области ФИО2, поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, ФИО1, ее представителя – ФИО3, возражавших относительно удовлетворения доводов жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается, что инспекция, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 июля 2011 года № провела внеплановую камеральную выборочную проверку муниципального заказчика комитета по градостроительству и архитектуре и уполномоченного органа Управление муниципального заказа администрации г. Астрахани на предмет соблюдения ими требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого аукциона в электронной форме на разработку документации на выполнение работ по планировке и межеванию территории в границах улиц <адрес>.
На основании решения указанной инспекции от 14 сентября 2011 года № 15-11 уполномоченный орган Управление муниципального заказа администрации г. Астрахани при проведении открытого аукциона и муниципальный заказчик комитет по градостроительству и архитектуре администрации г. Астрахани признаны нарушившими часть 7 статьи 41.8 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Решением от 14 сентября 2011 года установлено, что уполномоченный орган - администрация города Астрахани на основании поступившей заявки от заказчика - Комитета по градостроительству и архитектуре администрации г. Астрахани – 15 декабря 2011 года разместил на сайте оператора электронной площадки ЗАО «<данные изъяты>» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещение о проведении открытого аукциона и документацию об открытом аукционе на выполнение работ на разработку документации по планировке и межеванию территории в границах улиц <адрес>.
Заказчик, в графе своей заявки на организацию и проведение открытого аукциона (в электронной форме) на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц <адрес>, поданной в Уполномоченный орган, установил перечень лицензий, которые необходимы для выполнения работ по предмету вышеуказанного аукциона, где и содержалось требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
В разделе 1 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст. 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В разделе 13 «Перечень документов, подтверждающих соответствие работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации» аукционной документации установлено требование к участникам размещения заказа о наличии у них в составе аукционной заявки лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 30 января 2012 года № 67-К-04-11 администрация г. Астрахани и Управление по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани признаны нарушившими часть 1 и часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Прокуратурой г. Астрахани в период с 30 января 2012 года по 22 марта 2012 года проведена проверка исполнения законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, законодательства о защите конкуренции в деятельности администрации г. Астрахани, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Постановлением и.о. прокурора г. Астрахани М. от 22 марта 2012 года в отношении начальника муниципального заказа администрации г. Астрахани ФИО1, утвердившей 14 декабря 2012 года аукционную документацию об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ на разработку документации по планировке и межеванию территории в границах улиц <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области.
14 мая 2012 года руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. пришел к выводу о наличии в действиях начальника управления муниципального заказа администрации г. Астрахани ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, исходя из того факта, что поскольку предметом открытого аукциона являлось выполнение работ по разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц <адрес>, то в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) при выполнении работ, являющихся предметом открытого аукциона (разработка документации по планировке и межеванию территории) не требуется.
Проверяя доводы жалобы, судья районного суда в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами жалобы, на основании имеющихся в деле материалов, пришел к выводу о нарушении подведомственности рассмотрения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, поскольку рассмотрение указанной категории дел федеральным законодателем отнесено к исключительной компетенции арбитражных судов.
С выводами районного суда согласиться нельзя в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, в соответствии с приведенном в статье перечнем, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ возбуждено прокурором г. Астрахани и поступило на рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области. Административное расследование по делу не проводилось.
В абзаце четвертом части 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что к исключительной компетенции судей арбитражных судов относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 КоАП РФ, независимо от правового статуса субъекта.
Таким образом, дела об административных правонарушениях, перечисленные в абзаце 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов вне зависимости от правового статуса субъекта административной ответственности лишь в том случае, когда административный орган или должностное лицо передают дело на рассмотрение в арбитражный суд.
Руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ не было передано на рассмотрение судье.
В данном случае, антимонопольный орган, рассмотрев в пределах предоставленных ему полномочий (часть 1 статьи 23.48 КоАП РФ) дело об административном правонарушении, вынес постановление о привлечении начальника управления муниципального заказа администрации г. Астрахани ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, что не противоречит статье 23.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Прихожу к выводу о необходимости возвращения дела на новое рассмотрение судье районного суда ввиду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, поскольку это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть положения части 6 статьи 4.5 КоАП РФ, согласно которой срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 19 ноября 2012 года отменить, возвратить материал по жалобе начальника управления муниципального заказа администрации г. Астрахани ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области М. от 14 мая 2012 года № 30-А(К)-04-12 на новое рассмотрение в тот же суд.