ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-387/2021 от 18.02.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Андреева В.Е. дело <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Резолютивная часть объявлена 18 февраля 2021 года.

Мотивированное решение составлено <данные изъяты>.

<данные изъяты>,

<данные изъяты> «18» февраля 2021 года

Судья Московского областного суда Белая С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу консультанта территориального отдела <данные изъяты> территориального управления <данные изъяты> – старшего государственного административно-технического инспектора <данные изъяты>, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <данные изъяты>Сычевой М.А. на решение Орехово-Зуевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Администрации Орехово-Зуевского городского округа <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

постановлением <данные изъяты>Э от <данные изъяты>, вынесенным консультантом территориального отдела <данные изъяты> территориального управления <данные изъяты> – старшим государственным административно-техническим инспектором <данные изъяты>, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды <данные изъяты>Сычевой М.А.,

Администрация Орехово-Зуевского городского округа <данные изъяты>, расположенная по адресу: <данные изъяты>, ИНН 5034082667, ОГРН 1025004586144,

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Орехово-Зуевского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

На указанное решение должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, подана жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения городского суда, как незаконного и необоснованного.

В судебном заседании Московского областного суда защитник Александров А.Ю., действующий в интересах Администрации, не согласился с доводами жалобы должностного лица органа административной юрисдикции и просил оставить без изменения решение городского суда.

Сычева М.А., опрошенная в качестве свидетеля, поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав Александрова А.Ю., опросив свидетеля Сычеву М.А., суд второй инстанции приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из положений п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме, законность и обоснованность соответствующего постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Администрации) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.

Из постановления должностного лица органа административной юрисдикции следует, что <данные изъяты> в 13 часов 50 минут на контейнерной площадке, расположенной по адресу: <данные изъяты>, выявлено несоблюдение администраций Орехово-Зуевского городского округа <данные изъяты> требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении отходов производства и потребления, выразившееся в нарушении требований к местам накопления отходов, а именно: бетонная плита ограждения указанной контейнерной площадки, расположенная с левой стороны имеет частичные разрушения основания с образованием неровностей, трещин, торчит металлическая арматура; с правой стороны металлические стойки и ограждение имеют признаки коррозии металла, ржавые потеки, признаки деформации; ограждение контейнерной площадки не окрашено, контейнерная площадка не имеет крыши для минимизации попадания атмосферных осадков в бункеры-накопители; график вывода твердых коммунальных отходов (ТКО) с информацией о сроках и организации, осуществляющей транспортировку отходов от места накопления, отсутствует; на контейнерной площадке присутствует общая замусоренность территории мелкими бытовыми строительными отходами, чем нарушены требования ст. 13 Федерального закона от <данные изъяты> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-РВ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от <данные изъяты><данные изъяты>.

Контейнерная площадка, расположенная по вышеуказанному адресу, включена в согласованный Реестр контейнерных площадок, размещенных на территории Орехово-Зуевского городского округа и находится в муниципальной собственности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации Орехово-Зуевского городского округа <данные изъяты> к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Прекращая производству по делу об административном правонарушении, городской суд исходил из того, что администрация Орехово-Зуевского городского округа не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

При этом городским судом не было учтено нижеследующее.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (с. 72 Конституции Российской Федерации).

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от <данные изъяты> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», законодательство в области охраны окружающей среды наряду с поименованным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации также включает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Законодательство в области охраны окружающей среды состоит из названного Закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 2 поименованного Закона).

В соответствии с ч. 4 ст. 65 Федерального закона Российской Федерации от <данные изъяты> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в

<данные изъяты><данные изъяты> было принято постановление <данные изъяты> «О внесении изменений в Положение о Главном управлении государственного административно-технического надзора <данные изъяты>, Положение о Министерстве экологии и природопользования <данные изъяты>, Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты>, Положение о Министерстве экологии и природопользования <данные изъяты>, Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> и Порядок организации и осуществления государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному надзору». Данное постановление было опубликовано официальным Интернет-порталом <данные изъяты> http://www.mosreg.ru <данные изъяты>.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты> «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ в редакции, действующей на момент совершения правонарушения следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

По правилам ч. 4 ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты> «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.