ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-38/2012 от 14.03.2012 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

РЕШЕНИЕ

14 марта 2012 года г. Кызыл

Судья Верховного Суда Республики Тыва Болат-оол А.В., при секретаре Ооржак Н.М., рассмотрев жалобу руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва Монгуш Т.Х. на решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ** Талтаевой В.Д.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва) по делу об административном правонарушении ** от 30 ноября 2011 года ** Талтаева В.Д. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ** рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2012 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено.

Руководитель ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва Монгуш Т.Х. с решением судьи не согласилась и подала жалобу, указывая на необоснованность вывода судьи об использовании спорных бюджетных средств ** в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях и смете расходов. Исходя из положений ст.ст. 38, 289 и 158 Бюджетного кодекса РФ, каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое бюджетной классификацией. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат, соответственно организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определяемых соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств. Средства федерального бюджета на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году поступили по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», разделу/подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов», из них ** направлены денежные средства в сумме ** руб. по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» не по целевому назначению - на «Поставку оборудования – кондиционера канального типа Fujitsi ARY 36F в количестве 1 шт.», которые следовало оплатить по главе 157 Федеральная служба государственной статистики», подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0011500 «Территориальные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств». Просит решение суда отменить и принять новое решение.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ заключается в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Постановлением ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва № 12-02/1-3/2011-105/ДЛ по делу об административном правонарушении от 30 ноября 2011 года ** Талтаева В.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, которое выразилось в нецелевом использовании средств федерального бюджета в сумме ** рублей, израсходованных на «Поставку оборудования – кондиционера канального типа Fujitsi ARY 36F в количестве 1 шт.».

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу, судья исходил из того, что бюджетные средства ** использованы в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях и смете расходов и доходов. При этом судья сослался на Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2009 № 1074 и на «Основные методологические и организационные положения Всероссийской переписи населения 2010 года», утвержденные приказом Росстата от 04 февраля 2010 № 81 указав, что в данных нормативно-правовых актах не содержатся конкретные статьи расходов (КБК, КОСГУ) в соответствии с которыми следует производить расходование средств.

С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ под  нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической квалификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 30 декабря 2009 г. № 150н (ред. от 10.12.2010) на статью классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.

В соответствии с п. 3.2.2. раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ по целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей» отражаются расходы, связанные с подготовкой и проведением статистических обследований и переписей; по целевой статье 0011500 «Территориальные органы» отражаются расходы на обеспечение выполнения функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, за исключением расходов на строительство административных зданий и жилищного строительства.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении ** Талтаева В.Д. в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г., № 145-ФЗ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина РФ от 30 декабря 2009 г. № 150н, пункта 30 раздела ХV «Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года», утвержденных приказом Росстата от 04 февраля 2010 года № 81 за счет средств федерального бюджета на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году, поступивших по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», разделу/подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов» расходными расписаниями в общей сумме ** руб., согласно детализации показателей сметы на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, утвержденной ** Талтаевой В.Д. от 31 декабря 2010 года, из КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов» распределено средств по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме ** руб., из них ** направлены денежные средства в сумме ** руб. по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» не по целевому назначению - на «Поставку оборудования – кондиционера канального типа Fujitsi ARY 36F в количестве 1 шт.», которые следовало оплатить по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики» подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0011500 «Территориальные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета, выделенных на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года на сумму ** руб.

Из материалов дела следует, что между ** (заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «**» (исполнитель) заключен договор купли-продажи от 21 декабря 2010 № 419 на поставку оборудования – кондиционера канального типа Fujitsi ARY 36F в количестве 1 шт. Согласно пункту 2 данного договора его стоимость составляет ** рублей, в том числе НДС ** руб. ** коп. Заказчиком оплата производится в течение 10 банковских дней с момента выставления счёта исполнителем заказчику (л.д. 23).

Заявкой на кассовый расход № 0000002013 от 22 декабря 2010 года ** перечислены на банковский счет Общества с ограниченной ответственностью «**» денежные средства за счет средств, выделенных из федерального бюджета по целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме ** руб. за поставку оборудования (л.д. 27-29).

Действительно, п. 9 Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года (утв. приказом Росстата от 04.02.2010 N 81) установлено, что Росстат является ответственным за обработку полученных в ходе Всероссийской переписи населения 2010 года сведений.

Однако в соответствии с п. 25 Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года для автоматизации отдельных этапов подготовки и проведения Всероссийской переписи населения 2010 года, полного цикла обработки ее материалов и распространения итогов Росстатом создается комплексная автоматизированная система для подготовки, проведения, обработки материалов и получения итогов Всероссийской переписи населения 2010 года (АС ВПН 2010) на базе новейших технологических решений с учетом отечественного и зарубежного опыта.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что приобретение кондиционера канального типа Fujitsi ARY 36F произведено в рамках создания АС ВПН 2010.

Разделом XV «Материально-техническое и финансовое обеспечение Всероссийской переписи населения 2010 года» Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года не предусмотрено осуществление территориальными органами государственной статистики расходов по созданию АС ВПН 2010.

Абзацем пятым п. 30 Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года предусмотрена закупка территориальными органами государственной статистики офисной техники в пределах доводимых бюджетных ассигнований.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) кондиционеры (оборудование для кондиционирования воздуха) в состав офисного оборудования не входят (класс 30 «Оборудование офисное и техника вычислительная» подраздела DL «оборудование электрическое и оптическое»).

При таких обстоятельствах должностное лицо ТУ Росфиннадзора в РТ правомерно признало, что действия ** Талтаевой В.Д. по отнесению расходов на оплату по вышеуказанному контракту по целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», при наличии целевой статьи 0011500 «Территориальные органы», на которую подлежат отнесению эти расходы, являются нецелевым использованием бюджетных средств и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

Таким образом, вывод судьи об отсутствии состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ в действиях должностного лица Талтаевой В.Д. является необоснованным.

При таких обстоятельствах решение судьи является незаконным и подлежит отмене.

Доводы Талтаевой В.Д., изложенные в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, о ненадлежащем извещении её о составлении протокола об административном правонарушении, являются необоснованными по следующим основаниям.

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Из содержания жалобы Талтаевой В.Д., а также пояснений её представителей в ходе рассмотрения дела следует, что Талтаева В.Д. была извещена о составлении протокола об административном правонарушении срочной телеграммой 09 ноября 2011 года, то есть надлежащим образом. Тот факт, что в телеграмме не указаны номенклатурный номер административного производства, конкретный факт нецелевого использования средств федерального бюджета и сумма денежных средств, использованных не по целевому назначению, не имеет правового значения для дела.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что копия протокола об административном правонарушении была направлена ТУ Росфиннадзора в РТ Талтаевой В.Д. в установленный срок по домашнему адресу, но не получена ею и возвращена за истечением срока (протокол судебного заседания от 30 января 2012 года, л.д. 41-45).

Копия протокола об административном правонарушении получена Талтаевой В.Д. 30 ноября 2011 года, непосредственно перед рассмотрением дела об административном правонарушении. Представителем Талтаевой В.Д. Т. было заявлено о том, что они не возражают против рассмотрения дела в день ознакомления с протоколом об административном правонарушении (л.д. соответственно 20 и 17).

В связи с тем, что установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения Талтаевой В.Д. к административной ответственности не истёк, то постановление по делу об административном правонарушении подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.17 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Талтаевой В.Д. отменить.

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва по делу об административном правонарушении № от 30 ноября 2011 года в отношении ** Талтаевой В.Д. оставить в силе.

Судья Болат-оол А.В.