ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-38/2017 от 27.01.2016 Астраханского областного суда (Астраханская область)

судья ФИО8. № 7-38/2017

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 27 января 2016 года

судья Астраханского областного суда Баранов Г.В., при секретаре Кондратьеве С. В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства финансов Астраханской области на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 22 декабря 2016 года о привлечении Администрации МО « Володарский район » к административной ответственности по части 2 статьи 8. 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя министра финансов Астраханской области ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальник финансового управления Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Не согласившись с данным постановлением, заместитель главы администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальник финансового управления Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1 обратилась в Ахтубинский районный суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой, не оспаривания событие и состав административного правонарушения, просила прекратить производство по делу об административном правонарушении вследствие малозначительности в соответствие со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ее действия не создали угрозы общественным отношениям в финансово - бюджетной сфере, не посягали на экономическую безопасность государства, не создали угрозу экономическому развитию.

В судебном заседании ФИО1, защитник Пономарева Т. В. поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 22 декабря 2017 года производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя главы администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальника финансового управления Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено за малозначительностью административного правонарушения, в адрес ФИО1 вынесено устное замечание.

В жалобе Министерства финансов Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда, в обоснование жалобы указано, что отсутствие негативных последствий не является доказательством, свидетельствующим о малозначительности совершенного правонарушения.

В судебное заседание представитель Министерства финансов Астраханской области, ФИО1 не явились, имеются сведения об их надлежащем извещении, приходу к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 2 статьи 25. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 24. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 2. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со статьей 2. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В силу пункта 1 статьи 306. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно пункту 3 статьи 306. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 1 настоящей статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статьей 15. 15. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15. 14 настоящего Кодекса.

Из материалов дела об административном правонарушении в отношении заместителя главы администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальника финансового управления Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1 усматривается следующее.

В ходе проведения Министерством финансов Астраханской области в ДД.ММ.ГГГГ камеральной проверки соблюдения финансовым управлением Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе реализации комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений, бюджетных кредитов, предоставленных из бюджета Астраханской области, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлены бюджетные нарушения, выразившиеся:в нарушение . Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Финансовым управлением не обеспечено выполнение условий предоставления субсидий из бюджета Астраханской области - софинансирование объектов капитальных вложений, включенных в перечень мероприятий государственной программы « Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на <данные изъяты> из средств бюджета МО « Ахтубинский район» в общей сумме <данные изъяты>.

По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены допущенные нарушения.

В соответствие с Положением о финансовом управлении Администрации муниципального образования « Ахтубинский район », утвержденного Советом муниципального образования « Ахтубинский район » от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), пунктом 2 статьи 154, пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Финансовое управление Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » в ДД.ММ.ГГГГ осуществляло полномочия по обеспечению выполнения условий предоставления субсидий из бюджета Астраханской области. Полномочиями по обеспечению соблюдения условий представления иных межбюджетных трансфертов в рамках реализации мероприятий Государственной программы наделен заместитель главы администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальник финансового управления администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1, назначенная на должность с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с распоряжением Администрации муниципального образования « Ахтубинский район » от ДД.ММ.ГГГГ л/с, от ДД.ММ.ГГГГ л/с.

ДД.ММ.ГГГГ контролером - ревизором сектора контрольной работы отдела контроля за использованием бюджетных средств муниципальными образованиями Астраханской области контрольно - ревизионного департамента Министерства финансов Астраханской области ФИО5 в отсутствие должностного лица заместителя главы администрации по финансовым и экономическим вопросам- начальника финансового управления администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1, при наличии заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с нахождением в очередном отпуске, составлен протокол об административном правонарушении о совершении последней административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра финансов Астраханской области ФИО6 вынесено постановление , которым заместитель главы администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальник финансового управления администрации муниципального образования «Ахтубинский район» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, приведенными в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26. 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15. 15. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением требований, предусмотренных частью 1 статьи 29. 10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прекращая производству по делу, районный суд исходил из того, что правонарушение не привело к наступлению вредных последствий, представляющих существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в финансово – бюджетной сфере, не создало угрозу экономическому развитию.

Статья 15. 15. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15. 14 настоящего Кодекса.

В обжалуемом решении не содержится обоснования вывода о том, что допущенные нарушения не содержали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, признавая указанное правонарушение малозначительным, судья свои выводы должным образом не мотивировал. Тогда как постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29. 10 настоящего Кодекса, среди которых пункт 6 части 1 указанной статьи предусматривает обязанность судьи мотивировать вынесенное решение.

Кроме того, судья районного суда не учел, что по своей юридической конструкции состав, предусмотренный статьей 15. 15. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством.

В этой связи существенная угроза охраняемым законом отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих правовых обязанностей по соблюдению условий предоставлению межбюджетных трансфертов.

Статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет только право принять такое решение. Таким образом, даже при отсутствии тяжких последствий правонарушения, прекращение дела по основаниям малозначительности является нецелесообразной мерой, и не будет способствовать обеспечению реализации задач административной ответственности, а также предупреждению совершения новых правонарушений.

Судья, не оценив конкретные обстоятельства дела и не приняв во внимание пренебрежительное отношение заместителя главы администрации по финансовым и экономическим вопросам - начальника финансового управления администрации муниципального образования « Ахтубинский район » ФИО1, к исполнению публично - правовых обязанностей по соблюдению условий предоставлению межбюджетных трансфертов не учел, что характер вмененного нарушения противоречит указанным целям, а устное замечание, как мера порицания за формальное совершение правонарушения, не является достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в статье 1. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с изложенным, обжалуемое постановление суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, вследствие существенного нарушения судьей процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Предусмотренный частью 1 статьи 4. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел на момент рассмотрения жалобы не истек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 – 30. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу Министерства финансов Астраханской области – удовлетворить.

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 22 декабря 2016 года – отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Ахтубинский районный суд Астраханской области.

судья Астраханского

областного суда Г. В. Баранов