ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-390 от 23.09.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 21-390

Судья - Хуторцева И.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск

23 сентября 2019 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу защитника Ольхового С.П., действующего в интересах ФИО1, на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 02 июля 2019 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск от 24 апреля 2019 года * должностное лицо – генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Г» (далее – ООО «Г», Общество) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06 июня 2003 года «Об административных правонарушениях», и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 02 июля 2019 года постановление административного органа от 24 апреля 2019 года оставлено без изменения, жалоба защитника Федорова С.Н., действующего в интересах ФИО1, - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник ФИО1 - Ольховой С.П. просит постановление административного органа и судебное решение отменить, и на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить ФИО1 от административной ответственности ограничившись устным замечанием.

Указывает, что Общество и его генеральный директор ФИО1 складирование снега на территории детской площадки не осуществляли, поскольку территория, на которой выявлено складирование снега в соответствии с ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний» не относится к детским площадкам, так как на ней не расположены малые архитектурные формы.

В судебное заседание не явились ФИО1 и ее защитник Ольховой С.П., представитель административного органа, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее – Закона № 401-01-ЗМО) повторное нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 2 Закона № 401-01-ЗМО следует, что под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее – Правила благоустройства) (нормы, приведены в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения).

Пунктом 2.59 Правил благоустройства определено, что придомовая территория - территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).

Согласно пункту 2.72 Правил благоустройства содержание объектов и элементов благоустройства - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан.

Пунктом 2.89 Правил благоустройства определено, что уборка территории – комплекс мероприятий, связанных с регулярной очисткой территорий с твердыми, мягкими, газонными и комбинированными видами покрытий, озелененных территорий и территорий открытого грунта от грязи, снега и наледи.

Согласно пункту 5.1 Правил благоустройства к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе, детские, спортивные площадки и площадки для отдыха.

В силу пункта 10.1.3 Правил благоустройства правообладателями, лицами, ответственными за содержание земельных участков, объектов и элементов благоустройства являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.

Пунктом 10.2.1 Правил благоустройства определено, что юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и другими муниципальными правовыми актами ....

Согласно пункту 10.2.3.10 Правил благоустройства юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территорий, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами, другими муниципальными правовыми актами города Мурманска.

В осенне-зимний период уборка объектов благоустройства предусматривает, в том числе: обработку покрытий поверхностей проезжей части улично-дорожной сети и тротуаров противогололедными материалами; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований; удаление снега с улиц, дорог, тротуаров. Удаление снега осуществляется путем его подметания, сгребания, вывоза или путем перекидки снега на свободные территории механизированным и (или) ручным способами (пункты 10.2.5.1, 10.2.5.5 Правил благоустройства).

Согласно пункту 10.2.6.2 Правил благоустройства физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляют уборку территорий.

В силу пункта 10.2.5.18 Правил благоустройства складирование снега на дворовых территориях производится с учетом обеспечения проезда транспорта, доступа к инженерным коммуникациям и сооружениям на них, прохода пешеходов и сохранности зеленых насаждений. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны. По мере накопления снега, но не позднее, чем при достижении снежного вала высоты и ширины более 1 м, обеспечивается его вывоз.

Пунктом 10.2.5.19 Правил благоустройство установлено, что при производстве уборки в осенне-зимний период запрещается: - складирование сколотого льда и уплотненного снега на тротуарах, площадках, газонах и других элементах озеленения; - складирование снега вне специально отведенных мест; - складирование снега на территориях площадок, в том числе детских, спортивных, хозяйственных, а также у трансформаторных подстанций, газо-распределительных установок.

Специальные места, в которые осуществляется вывоз снега, устанавливаются администрацией города Мурманска (пункт 10.2.5.13 Правил благоустройства).

Пунктами 10.3.1, 10.4.1 Правил благоустройство предусмотрено, что правообладатели обязаны осуществлять содержание объектов и элементов благоустройства. Содержание площадок в соответствии с их функциональным назначением осуществляется их правообладателями.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

При управлении многоквартирным домом именно управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 10 часов 45 минут до 10 часов 47 минут _ _ сотрудниками управления Октябрьского административного округа администрации города Мурманска при обследовании территории жилого фонда Октябрьского округа города Мурманска на земельном участке с кадастровым номером *, на котором расположен многоквартирный ... выявлено складирование снега на территории детской площадки и элементах озеленения, расположенных в границах данного земельного участка. Вывоз снега в специально отведенные места не осуществлен, что препятствует использованию детской площадки в соответствии с ее функциональным назначением.

По результатам обследования составлен акт от _ _ * с приложением видео- и фотоматериалов и план-схемы земельного участка.

Управление многоквартирным домом * по ... осуществляет управляющая компания ООО «Г» (ИНН *).

Таким образом, ООО «Г», как управляющая организация вышеуказанного многоквартирного дома, в соответствии с Правилами благоустройства обязана обеспечить соблюдение соответствующих норм и правил.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, руководители и работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Должностным лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью ООО «Г»» является генеральный директор ФИО1

Вышеуказанное правонарушение должностным лицом - генеральным директором ООО «Г» ФИО1 совершено повторно в течение года со дня вступления в законную силу постановления административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования города Мурманска от 03.10.2018 № 866/07-05 (вступившего в законную силу 07.02.2019),за совершение аналогичного правонарушения, предусмотренного статьей 2 Закона № 401-01-ЗМО, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 02 апреля 2019 года уполномоченным должностным лицом в отношении генерального директора ООО «Северный город» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО.

Выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в постановлении административного органа и судебном решении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверяя правомерность привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности, проанализировав положения статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и фактические обстоятельств дела, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1, являясь генеральным директором ООО «Г» и осуществляя руководство текущей деятельностью Общества, повторно в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении ей административного наказания, предусмотренного статьей 2 Закона № 401-01-ЗМО, допустила нарушение пунктов 2.59, 2.72, 2.89, 5.1, 10.1.3, 10.2.1, 10.2.2.1, 10.2.3.10, 10.2.5.1, 10.2.5.5, 10.2.6.2, 10.2.5.13, 10.3.1, 10.4.1 Правил благоустройства, выразившиеся в необеспечении надлежащего содержания общего имущества многоквартирного ..., с соблюдением требований Правил благоустройства.

Доказательств, отвечающих критериям достоверности и допустимости, которые бы свидетельствовали о наличии объективных обстоятельств, препятствовавших ФИО1 выполнять, принятые на себя по договору управления обязательства, для достижения целей уставной деятельности юридического лица, и принимать меры по недопущению нарушения Правил благоустройства, материалы дела не содержат.

Доводы жалобы не опровергают выводов судьи о наличии в деянии должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО.

Из представленных доказательств с достоверностью установлено, что в результате бездействия должностного лица ООО «Г» ФИО1 допущены нарушения требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск.

Ссылка защитника Ольхового С.П. в жалобе на то, что территория, на которой осуществлено складирование снега не является детской площадкой, так как на ней не расположены малые архитектурные формы, правового значения для данного дела не имеет, поскольку не благоустроенность и не оборудование детской площадки, не свидетельствует об изменении ее функционального назначения. При этом факт складирования снега на детской игровой площадке, сомнений не вызывает и подтверждается материалами дела, в том числе видео- и фотоматериалами, план-схемой земельного участка.

Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется, состав допущенного правонарушения является формальным, поэтому отсутствие тяжких последствий не свидетельствует о малозначительности нарушения.

При этом совершенное генеральным директором Общества ФИО1 административное правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в жилищной сфере и нарушает права граждан на комфортное и безопасное проживание, свидетельствует о пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению соответствующих публично-правовых обязанностей.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным органом административной юрисдикции в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание ФИО1 назначено в размере административного штрафа, предусмотренного санкцией пункта 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновной, и отвечает принципам справедливости и соразмерности.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

При таком положении, постановление административной комиссии и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования города Мурманск № * от 24 апреля 2019 года и решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 02 июля 2019 года, вынесенные в отношении генерального директора ООО «Г» ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО от 06.06.2003 года «Об административных правонарушениях» оставить без изменения, жалобу защитника Ольхового С.П., действующего в интересах ФИО1, - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица