ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-391/12 от 27.07.2012 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

г.Уфа РБ 15 августа 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

при секретаре Галимовой З.М.

в отсутствие законного представителя Администрации ... – лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,

начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Учалинскому району ФИО1, вынесшего постановление об административном правонарушении,

извещенных надлежащим образом о рассмотрении жалобы судебным извещением №... от 27.07.2012г. (л.д.24), согласно уведомлению о вручении 03.08.2012г. (л.д.26),

рассмотрев жалобу ... ... ФИО2 на решение Учалинского районного суда РБ от 16.07.2012г., которым:

постановление начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Учалинскому району ФИО1 от 13.06.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Администрации ...оставлено без изменения, жалоба ... ФИО2 – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Учалинскому району ФИО1 от 13.06.2012г. Администрации ... (далее – Администрация) назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, за то, что являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог, нарушил правила содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии в соответствии с п.3.11, п.3.1.2 ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги, требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п.13 Основных положений ПДД РФ.

Не соглашаясь с постановлением начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Учалинскому району ФИО1 от 13.06.2012г., ... (далее – ...) ФИО2 обжаловал его в районный суд, предлагая отменить, считая незаконным и необоснованным, указывая, что Администрация ... не является субъектом вмененного административного правонарушения, вины Администрации не имеется в связи с отсутствием финансирования.

Решением районного суда от 16.07.2012г. жалоба оставлена без удовлетворения.

Не соглашаясь с постановлением должностного лица и решением суда, ... ФИО2 обжаловал их в Верховный Суд РБ, предлагая отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения по тем же доводам. Администрация на является субъектом данного административного правонарушения, так как согласно п.2 ст.1 Соглашения между органами местного самоуправления МР ... и ... о передаче органам местного самоуправления МР ... осуществления части полномочий органов местного самоуправления ..., утвержденного решением Совета МР ... от 28.12.2011г. №..., осуществление полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов ... и обеспечения безопасности дорожного движения на них передается от Совета ... к Совету МР ....

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Согласно ст.12.34 КоАП РФ нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993г. №1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно п.п.3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Как следует из материалов дела и установлено судом, и.о. старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по Учалинскому району ФИО3 по факту телефонного сообщения от неизвестного о том, что в с.... проезжая часть не соответствует требованиям безопасности дорожного движения был осуществлен выезд в с...., где на ул.... около домов №№... выявлено нарушение п.п.3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 505 97-93 «Автомобильные дороги, требования к эксплуатационному состоянию дорог, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п.13 Основных положений ПДД РФ.

Определением и.о. старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по Учалинскому району ФИО3 от 07.06.2012г. возбуждено дело об административном правонарушении с целью установления лица, виновного в совершении данного правонарушения и выяснения всех обстоятельств по делу.

Из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 07.06.2012г., составленного при участии двух свидетелей, следует, что на проезжей части по ул.... около домов №№... с.... имеется насыпь высотой 2,5м, которая образовалась в результате ремонтных работ на колонке питьевой воды, что подтверждается фототаблицей.

Данный факт заявителем не оспаривается.

По выявленным нарушениям и.о. старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по Учалинскому району ФИО3 13.06.2012г. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Администрации ... ... с участием законного представителя ФИО2

При составлении протокола об административном правонарушении ФИО2 дал объяснение, что насыпь высотой 2,5м сделана с правой стороны дороги, реальной угрозы для транспорта не представляет. До 20.06.2012г. будут произведены ремонтные работы (замена труб) и насыпь будет разровнена.

За нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в с.... постановлением должностного лица ОГИБДД от 13.06.2012г. Администрация ..., как юридическое лицо, ответственное за содержание дорог, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.

Согласно показаниям ФИО2 в суде, произошел прорыв водосточной трассы, выкопали яму в октябре месяце, так как вода не уходила, пробовали выкачать, но так и не смогли, закапывать обратно нецелесообразно. Обязались до 20.06.2012г. устранить нарушения, однако все осталось в том же состоянии, поставили знак. Экскаватора закопать яму нет. По поводу финансирования в администрацию района не обращался.

По показаниям инспектора ДПС ГИБДД ФИО3 был осуществлен выезд на ул.... в с.... в связи с сообщением в ГИБДД о том, что уличные дороги находятся в неудовлетворительном состоянии. Выявлены факты того, что выкопаны большие ямы и имеется насыпь высотой до 2,5м, что по Правилам безопасности дорожного движения не соответствует ГОСТу, были сделаны фотографии, составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог. ... ФИО2 пояснил, что в 2011г. они начали ремонт колонок, и после их ремонта финансовых средств на ремонт проезжей части не было.

Доводы жалобы, что администрация ... не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку эти полномочия переданы администрации района, суд не принял по мотиву, что ... по поводу устранения недостатков дорог, выделения финансирования на эти цели в администрацию района не обращался.

В силу п.5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.5 ст.3 Устава ..., к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов ....

Доводы жалобы о незаконности привлечения Администрации ... к ответственности в связи с тем, что полномочия ...... по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов ... были переданы в соответствии с Соглашением №... от 28.12.2011г. МР ..., не могут быть приняты, поскольку эти полномочия возложены на ... п.5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Следовательно, полномочия ..., возложенные федеральным законом по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов ..., не могут быть отнесены к полномочиям администрации района.

В силу ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В связи с чем освобождение администрации ... от обязанности, возложенной федеральным законом, путем заключения соглашений между органами местного самоуправления ... и района, представляется неправомерным.

Учитывая изложенное, Администрация ... в силу положений названного федерального закона обязана решать вопросы местного значения, связанные с дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов .... Доводы об отсутствии финансирования не могут быть приняты, поскольку доказательств обращения ... по поводу выделения финансирования на эти цели, передачи информации о состоянии дел в сфере дорожной деятельности, не имеется и не представлено.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ).

Доказательств, подтверждающих принятие Администрацией своевременных и достаточных мер по обеспечению содержания дорог в границах населенных пунктов ... в соответствии с требованиями ГОСТа, материалы дела не содержат.

В связи с этим вывод суда о доказанности наличия в действиях Администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.12.34 КоАП РФ, является обоснованным.

Юридическая оценка его действиям дана правильная. Назначенное наказание отвечает требованиям ст.4.1 КоАП РФ.

Порядок возбуждения и сроки привлечения Администрации к административной ответственности, рассмотрения жалобы соблюдены.

Дело об административном правонарушении возбуждено, постановление должностного лица административного органа вынесено с участием ... ФИО2

Жалоба районным судом рассмотрена с участием ФИО2, и инспектора ОГИБДД ФИО3

Существенных нарушений процессуальных требований должностным лицом и судом, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

Решение Учалинского районного суда РБ от 16.07.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Администрации ...оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда РБ или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

Справка судья Псянчин А.В.дело № ...