ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г. Уфа 18 мая 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
№...
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Галимовой З.М.,
с участием ФИО10, ФИО11 – защитников муниципального унитарного предприятия по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства «Уфаводоканал» городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – МУП «Уфаводоканал», учреждение),
рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан ФИО1. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 марта 2020 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан ФИО2. №... от 06 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «Уфаводоканал» отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан ФИО3. (далее – должностное лицо Управления Росприроднадзора по РБ) №... от 06 ноября 2019 года МУП «Уфаводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за нарушение статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившееся в предоставлении в 2019 году недостоверной информации в статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2018 год (л.д. 15-17).
Судьей Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан 04 марта 2020 года по жалобе исполняющего обязанности генерального директора учреждения ФИО4. вынесено вышеуказанное решение (л.д. 103-105).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке статьи 30.2 КоАП РФ, должностное лицо ФИО5. просит решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 марта 2020 года отменить за незаконностью и необоснованностью, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на жалобу защитник учреждения ФИО10, соглашаясь с решением судьи районного суда, просит жалобу оставить без удовлетворения, указывая на то, что изложенные в жалобе доводы были предметом оценки судьи районного суда.
Законный представитель МУП «Уфаводоканал», представитель Управления Росприроднадзора по РБ на рассмотрение жалобы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом.
От Управления Росприроднадзора по РБ имеется письменное согласие на рассмотрение дела в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав возражения защитников учреждения ФИО10, ФИО11, проверив доводы жалобы и возражений, прихожу к следующим выводам.
Как установлено административным органом, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении МУП «Уфаводоканал» на основании приказа и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО6№... от 09 апреля 2019 года с изменениями, внесенными приказами №... от 20 мая 2019 года и №... от 23 мая 2019 года, в результате деятельности по очистке сточных вод у МУП «Уфаводоканал» образуется отход: смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, подвергнутый термосушке (код ФККО №...). Технологический процесс образования данного отхода зафиксирован протоколом осмотра №... от 24 апреля 2019 года (л.д. 54-57).
Согласно техническому регламенту ТР УВК-22-2016, высушенный осадок сточных вод образуется в результате термической сушки на сушильных установках ленточного типа фирмы «КLEIN» (2 шт.), с использованием нагретого воздуха с температурой 120°С. Технологический процесс включает в себя выдержку высушенного осадка на иловых картах в течение 2-3 лет с целью его дополнительной стабилизации за счет распада трудноокисляемых органических веществ, суточный объем получаемого высушенного осадка составляет 115,2 куб. м в сутки.
При осмотре территории левобережной площадки цеха обработки осадка службы ОСК МУП «Уфаводоканал» зафиксировано размещение данного отхода - смеси осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, подвергнутый термосушке (код ФККО №...) на иловых картах первой очереди на участке с кадастровым номером ... (протокол осмотра №... от 21 мая 2019 года, л.д. 44-47).
В Управление Росприроднадзора по РБ МУП «Уфаводоканал» представлена статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) за 2016, 2017 и 2018 год, в которых отображен отход (код ФККО №...) - смесь осадков механической и биологической чистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, подвергнутая термосушке, то есть отражался фактически высушенный осадок после механического обезвоживания с последующей сушкой осадка сточных вод.
Как полагает административный орган, МУП «Уфаводоканал» в статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2016, 2017 и 2018 год не отражено образование отхода – смеси осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, подвергнутая термосушке (иловый осадок) (код ФККО №...), размещенный на иловых картах. По результатам проверки составлен акт проверки №... от 24 июня 2019 года (л.д. 61-83).
За указанные действия 12 сентября 2019 года протоколом об административном правонарушении государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО7. в отношении МУП «Уфаводоканал» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.5 КоАП РФ (л.д. 36-38).
Постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора по РБ №... от 06 ноября 2019 года МУП «Уфаводоканал» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа по статье 8.5 КоАП РФ.
Судья районного суда с выводом должностного лица административного органа не согласился, отменяя постановление о назначении наказания и прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, указал, что осадки сточных вод (иловые отходы), образующиеся на определенном этапе производственной и иной деятельности, размещенные на иловых картах, отходом не являются, не подлежат отражению в статистической отчетности, иловые карты не относятся к объектам размещения отходов.
Оснований не согласиться с выводом судьи районного суда не имеется.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Административный орган полагает, что смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (иловый осадок), подвергнутая термосушке, является самостоятельным отходом, подлежащим отражению в статистической отчетности по форме 2-ТП.
Согласно позиции МУП «Уфаводоканал», в статистической отчетности по форме 2-ТП предприятием отражался отход – как смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, подвергнутая термосушке (код ФККО №...), являющийся фактически высушенным осадком, прошедшим механическую и термическую обработку, выдержанный на иловой карте в течение 3-5 лет в соответствии с утвержденным технологическим регламентом. Промежуточный продукт образования данного отхода – иловый осадок отходом не является и не подлежит отражению в статистической отчетности, выдерживается на иловых картах, которые не являются объектом размещения отходов, и используется для образования отхода, который вывозится организациями для использования в своей деятельности и изготовления продукции.
Доказательства, что иловый осадок, выявленный административным органом и размещенный на иловой карте предприятия, является отходом производства предприятия, подлежащим отражению в статистической отчетности по форме 2-ТП, а иловые площадки являются объектом размещения отходов предприятия, материалы дела не содержат.
Смесь сырого осадка и избыточного активного ила (технологическая жидкость влажностью 98 %), поступающая с первичных и вторичных отстойников на иловые площадки (карты) для обезвоживания, не является отходом, удалению не подлежит, а используется для образования отхода, сам процесс накопления данной смеси не может быть расценен как хранение и захоронение отходов.
Процесс обработки осадков сточных вод службы очистных сооружений канализации при выдержке на иловых картах зафиксирован в технологическом регламенте предприятия (л.д. 58-59), согласно которому осадок выдерживается на иловых картах в течение 3-5 лет с целью его дополнительного подсушивания, стабилизации и обеззараживания, то есть иловый осадок, не являясь отходом, удалению не подлежит, а используется в дальнейшем для образования отхода, иловые карты не являются в рассматриваемом случае объектом размещения отходов.
В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06 ноября 2013 года №... (л.д. 7), согласно СНиП 2.04.03.85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» иловые площадки относятся к инженерным сооружениям для обработки и обезвоживания осадка сточных вод и не могут классифицироваться как объекты размещения отходов.
Прихожу к выводу о том, что иловые осадки, которые не удаляются, а направляются на дальнейшее использование, отходами не являются, не подлежат включению в объем отходов предприятия, по которому проводится расчет и вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
Кроме того, административным органом действиям предприятия дана неверная правовая оценка по статье 8.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за иные действия. Данная правовая позиция не противоречит выводам, изложенным в Постановлении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2019 года № 43-АД19-1.
Жалоба судьей районного суда рассмотрена при участии защитников учреждения ФИО12, ФИО11, представителя Управления Роспотребнадзора по РБ ФИО8., в отсутствие законного представителя предприятия, извещенного надлежащим образом (л.д. 93).
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену решения судьи первой инстанции, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, в отношении МУП «Уфаводоканал» оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан ФИО9. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З.Р. Абземилова
Справка:
судья районного суда Багаутдинов Т.Р.