ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-394/2014 от 06.11.2014 Иркутского областного суда (Иркутская область)

  Дело № 21-394/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 г. Иркутск 06 ноября 2014 года

 Судья Иркутского областного суда Аникеева М.В., с участием переводчика Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Л. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 03 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина (данные изъяты) ФИО1,

 У С Т А Н О В И Л А:

 постановлением Номер изъят начальника таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Л. от 10 июля 2014 года гражданин (данные изъяты) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей за несоблюдение 27 июня 2014 года запрета на ввоз табачных изделий в количестве, превышающем 200 сигарет.

 Решением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска Никитиной Е.А. от 03 октября 2014 года данное постановление должностного лица Иркутской таможни отменено, производство по делу прекращено.

 В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, начальник таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Л. просит отменить судебное решение и возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает, что подпункт 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза не содержит исчерпывающего перечня мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, поскольку само понятие запретов и ограничений содержит комплекс мер, принимаемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации. Согласно части 2 указанной нормы, в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза. В соответствии со статьей 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» под внешней торговлей товарами понимается экспорт и (или) импорт товаров, под экспортом товара понимается вывоз товара с таможенной территории государства Стороны или с единой таможенной территории на таможенные территории третьих стран без обязательства об обратном ввозе, под импортом товара понимается ввоз товара на таможенную территорию государства Стороны или на единую таможенную территорию с таможенных территорий третьих стран без обязательства об обратном вывозе. Таким образом, исходя из буквального толкования закона, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами – это запреты и ограничения, устанавливаемые в отношении ввозимых и вывозимых товаров вне зависимости от лиц, которые осуществляют эти действия (юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели) и вне зависимости от наличия внешнеэкономической сделки или ведения внешнеэкономической деятельности.

 В судебное заседание ФИО1 и начальник таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Л. не явились, извещены о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы от участников процесса не поступило, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу без участия названных лиц.

 Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, заслушав заключение прокурора Самойловой А.Н., полагавшей решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.

 Понятие внешнеторговой деятельности, импорта и экспорта приведены также в статье 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Согласно названной правовой норме участниками внешнеторговой деятельности являются российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.

 Внешнеторговая деятельность, связанная с табачной продукцией, является лицензируемым видом деятельности, следовательно, участниками такой деятельности, подлежащими административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются физические и юридические лица, обязанные в силу закона иметь лицензию на данный вид деятельности.

 Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года, установлено, что внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами. Участниками внешнеторговой деятельности являются юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, зарегистрированные в одном из государств Сторон и созданные в соответствии с законодательством этого государства, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории одного из государств Сторон, являющиеся гражданами этого государства или имеющие право постоянного проживания в нем либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством этого государства. Гражданин КНР Сюе Юэлян ни к одной из названных категорий лиц отнесен быть не может, поскольку в деле не имеется доказательств, что он имеет постоянное или преимущественное место жительства на территории одного из государств Сторон или имеет право постоянного проживания в нем либо зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством этого государства.

 Утверждение должностного лица ФТС о том, что подпункт 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза не содержит исчерпывающего перечня мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, противоречит буквальному толкованию названного нормативного правового акта. Ссылок на законоположения, содержащие указания на дополнительные меры, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, и не перечисленные в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, жалоба начальника таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни не содержит. Статья 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает перечня запретов и ограничений, за несоблюдение которых предусмотрена административная ответственность, т.е. она имеет отсылочный характер. Следовательно, для установления в деянии лица состава административного правонарушения необходимо доказать факт нарушения таким лицом требований конкретного нормативного правового акта, устанавливающего соответствующий запрет или ограничение в смысле, придаваемом ему законом об административной ответственности.

 Возражая против удовлетворения жалобы должностного лица таможенного органа, старший помощник Байкало-Ангарского транспортного прокурора Самойлова А.Н. в заключении по делу указала, что в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

 Статьей 1 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» даны понятия внешней торговли товарами, экспорта и импорта товаров. Федеральным законом № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (пункты 4 и 7 статьи 2) установлено, что внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, а внешняя торговля товарами представляет собой импорт и (или) экспорт товаров.

 Определение понятия экспорта товаров закреплено в статье 212 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которой «экспорт» - это таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

 Основное понятие импорта дано в статье 209 Таможенного кодекса Таможенного Союза и именуется таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления». Выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом.

 Статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза товар определяется как любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу и подразделяется на 3 вида:

 товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом, то есть не связанных с внешнеторговой деятельностью - экспортом и импортом;

 товары таможенного союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

 полностью произведенные на территориях государств - членов таможенного союза;

 ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза;

 изготовленные на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза;

 иностранные товары - товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза.

 Понятия «импорт» (выпуск для внутреннего потребления) и «экспорт» располагаются в разделе 6 Таможенного кодекса Таможенного союза «Таможенные процедуры», предназначенные для перемещения товаров в рамках внешнеторговой деятельности, в том числе, физическими лицами, осуществляющими перемещение через таможенную границу таможенного союза коммерческих партий товаров (не для личного пользования).

 Порядок перемещения товаров для личного пользования определен в разделе 7 Таможенного кодекса Таможенного союза «Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров» и регламентируется положениями главы 49 названного Кодекса.

 Таким образом, порядок перемещения товаров для личного пользования является отдельной таможенной операцией, которая не относится к таможенным процедурам, в частности, к процедурам «экспорта» и «выпуска для внутреннего потребления» (импорта). Товары для личного пользования не могут быть предметами внешнеторговой деятельности, то есть импорта и экспорта, в связи с чем на них не распространяются запреты и ограничения, установленные пунктом 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза и они не могут быть предметами административного правонарушения по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Действующим таможенным законодательством определено, что перемещение товаров для личного пользования не является внешнеторговой деятельностью. Из понятия «товар» законодательно выделен самостоятельный вид товара – товары для личного пользования, определено их предназначение, которое не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе внешнеторговой деятельности. Перемещение товаров для личного пользования является таможенной операцией и не регламентируется таможенными процедурами экспорта-импорта, как на том настаивает в жалобе начальник таможенного органа Л.

 У таможенного органа не имеется доказательств того, что гражданин (данные изъяты) ФИО1 занимается внешнеторговой деятельностью, зарегистрирован в качестве лица, ведущего такую деятельность, и ввез сверх нормы 180 сигарет в целях осуществления предпринимательской деятельности. В отношении 180 сигарет, незаконно перемещенных ФИО1 через таможенную границу, таможенным органом должны применяться требования статьи 145 Таможенного кодекса Таможенного союза.

 Суд соглашается с позицией прокурора, изложенной в заключении по данному делу и полагает, что оснований для отмены решения судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска, как о том поставлен вопрос в жалобе начальника таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни, не имеется. Судом по данному делу в полной мере соблюдены процессуальные требования, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выводы суда об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на законе, подлежавшем применению по данному делу.

 Учитывая изложенное, жалоба начальника таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Л. удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 Р Е Ш И Л А:

 решение судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 03 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина (данные изъяты) ФИО1 оставить без изменения, жалобу начальника таможенного поста Аэропорт Иркутск Иркутской таможни Л. – без удовлетворения.

 Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.

 Судья М.В. Аникеева