Дело № 21-395/2019 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 26 августа 2019 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области ФИО1 на решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 26 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – врио директора МП «Заводоуковское ЖКХ» ФИО2,
установил:
Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области (далее по тексту также – МИФНС № 8 по Тюменской области, Инспекция) ФИО1 № 02-23/2 от 17 мая 2019 года должностное лицо – врио директора МП «Заводоуковское ЖКХ» ФИО2 привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 26 июня 2019 года постановление должностного лица № 02-23/2 от 17 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекращено.
С данным решением не согласен начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Тюменской области ФИО1, которая в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи районного суда от 26 июня 2019 года отменить, указывая, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, ФИО2, занимающая должность врио директора МП «Заводоуковское ЖКХ», вправе действовать от имени юридического лица без доверенности, в связи с чем, по мнению заявителя жалобы, ФИО2 является надлежащим субъектом административного правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Утверждает, что МИФНС № 8 по Тюменской области не было надлежащим образом извещено о судебном заседании районного суда. Отмечает, что согласно представления от 17.05.2019 г. № 02-23/2 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ФИО2 должна в срок не позднее 17.06.2019 г. подать в Арбитражный суд Тюменской области заявление о признании должника несостоятельным. Указанное предписание ФИО2 выполнено не было.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав представителя МИФНС № 8 по Тюменской области ФИО3, полагавшую, что жалоба подлежит удовлетворению, заслушав ФИО2, просившую в удовлетворении жалобы начальника МИФНС № 8 по Тюменской области отказать, нахожу решение судьи районного суда от 26 июня 2019 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 5 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), влечет наложение административного штрафа на, в частности, должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно положений Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3); если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника - физического лица - не менее размера, установленного пунктом 2 статьи 213.3 настоящего Федерального закона (п. 2 ст. 6); руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества (п. 1 ст. 9); заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств (п. 2 ст. 9).
Из материалов дела следует, что уведомлением Инспекции № 02-25/01400 от 20.03.2019 г. ФИО2, как врио руководителя МП «Заводоуковское ЖКХ» была извещена о том, что задолженность МП «Заводоуковское ЖКХ» по налоговым платежам составляет более 300 тыс., вследствие чего ФИО2 необходимо в срок до 19.04.2019 года обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании указанного предприятия несостоятельным (банкротом.
Установив факт неисполнения обязанностей по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании МП «Заводоуковское ЖКХ» банкротом в соответствии с п. 1 ст. 9, п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", должностным лицом МИФНС № 8 по Тюменской области вынесено определение от 22.04.2019 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении должностного лица - врио директора МП «Заводоуковское ЖКХ» ФИО2
По результатам расследования установлено, что МП «Заводоуковское ЖКХ» по состоянию на 22.04.2019 г. имеет задолженность по платежам в бюджет в размере 7 607 558,62 руб., в том числе, основной долг с давностью образования более 3-х месяцев 4 570 441,93 руб., в то время, как должностное лицо - врио директора МП «Заводоуковское ЖКХ» ФИО2 от обязанности по исполнению требований Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" уклонилась, в связи с чем, в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ, № 2 от 22.04.2019 г.
Основанием к выводу МИФНС № 8 по Тюменской области о неспособности МП «Заводоуковское ЖКХ» исполнить обязанность по уплате обязательных платежей послужило то, что в связи с неуплатой МП «Заводоуковское ЖКХ» обязательных платежей в установленный срок, Инспекцией данному предприятию были выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов: № 28930 от 27.12.2017 г. остаток 5 785,41 руб. со сроком оплаты до 17.01.2018 г.; № 1753 от 08.02.2019 г. остаток 52 867,73 руб. со сроком оплаты до 21.02.2018 г.; № 3661 от 07.05.2018 г. остаток 468 548,16 руб. со сроком оплаты до 21.05.2018 г.; № 6791 от 16.10.2018 г. остаток 5 474,02 руб. со сроком оплаты до 15.11.2018 г.; № 7254 от 07.11.2018 г. остаток 1 203 038,75 руб. со сроком оплаты до 20.11.2018 г.; № 7334 от 08.11.2018 г. остаток 1 111,77 руб. со сроком оплаты до 07.12.2018 г.; № 7438 от 15.11.2018 г. остаток 358 436,78 руб. со сроком оплаты до 14.12.2018 г.; № 7502 от 05.12.2018 г. остаток 614 669 руб. со сроком оплаты до 18.12.2018 г.
В связи с неисполнением указанных требований в уставленный в данных требованиях срок, Инспекцией были приняты соответствующие решения о взыскании налоговых платежей и вынесены постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика: № 219 от 12.02.2018 г.; № 2071 от 04.06.2018 г.; № 2095 от 05.06.2018 г.; № 3416 от 27.11.2018 г.; № 3448 от 06.12.2018 г.; № 3562 от 19.12.2019 г.; № 3724 от 25.12.2018 г.; № 3753 от 18.01.2019 г.
Основанием к выводу должностного лица административного органа о наличии в действиях ФИО2 состава вменяемого административного правонарушения послужило то обстоятельство, что МП «Заводоуковское ЖКХ» обязанность по уплате обязательных платежей, в совокупности составляющей более, чем триста тысяч рублей, не была исполнена в течение более, чем трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, в связи с чем у ФИО2, как у руководителя юридического лица, возникла обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) МП «Заводоуковское ЖКХ».
Отменяя постановление должностного лица по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что обозначенный в уведомлении размер недоимки МП «Заводоуковское ЖКХ» по налогам, сборам, пени, штрафам не соответствует реальному размеру задолженности, поскольку требование налогового органа № 7502 от 05.12.2018 года на сумму 614 669 рублей исполнено Заводоуковским МОСП УФССП России по Тюменской области в ходе исполнительного производства № 37450/18/72008-ИП от 10.01.2019 г.; требование налогового органа № 7438 от 15.11.2018 года на сумму 358 436 рублей 78 копеек исполнено Заводоуковским МОСП УФССП России по Тюменской области по исполнительному производству № 1697/19/72008-ИП от 24 января 2019 года, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 16 апреля 2019 года; требование налогового органа № 7254 от 07.11.2018 года в размере 1 203 038 рублей 75 копеек исполнено Заводоуковским МОСП УФССП России по Тюменской области по исполнительному производству № 36417/18/72008-ИП от 09 января 2019 года, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 17 мая 2019 года; требование налогового органа № 3661 от 07.05.2018 года в размере 468 548 рублей 16 копеек исполнено Заводоуковским МОСП УФССП России по Тюменской области по исполнительному производству №№12444/18/72008-ИП от 10 мая 2018 года, что подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства от 15 января 2019 года; кроме того требования налогового органа № 7334 от 08 ноября 2018 года на сумму 1111 рублей 77 копейки, № 6791 от 16.10.2018 года на сумму 5474 рублей 02 копейки, № 1753 от 08.02..2018 года на сумму 52 867 рублей 73 копейки, № 28930 от 27 декабря 2017 года на сумму 5785 рублей 41 копейку самостоятельно исполнены МП «Заводоуковское ЖКХ», что подтверждается соответствующими платёжными поручениями.
Кроме того судья районного суда, прекращая производство по делу, полагал, что ФИО2 не может являться субъектом административного правонарушения, поскольку она была принята в МП «Заводоуковское ЖКХ» на должность юрисконсульта, а распоряжением Администрации Заводоуковского городского округа от 05.04.2019 года назначена исполняющей обязанности директора, как юрисконсульт.
Нахожу указанные выводы ошибочными по следующим основаниям.
Так из указанного судьёй районного суда постановления судебного пристава-исполнителя Заводоуковским МОСП УФССП России по исполнительному производству № 37450/18/72008-ИП от 10.01.2019 г. (л.д. 148) следует, что соответствующие обязательства должником исполнены только после 07.05.2019 г. Таким образом, по состоянию на 20.03.2019 года у МП «Заводоуковское ЖКХ» по требованию № 7502 от 05.12.2018 года имелась просроченная задолженность с давностью образования более трёх месяцев, в то время, как в месячный срок после образования указанной задолженности руководитель юридического лица в арбитражный суд с предусмотренным вышеприведёнными нормами Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" заявлением не обратился. При этом то обстоятельство, что денежные суммы, определяемые требованием № 7502 от 05.12.2018 года, были в дальнейшем перечислены МП «Заводоуковское ЖКХ» взыскателю, юридически значимым обстоятельством по данному делу не является.
Аналогичная ситуация имеется и с исполнением требования № 7254 от 07.11.2018 г. на сумму 1 203 038,75 руб. со сроком оплаты до 20.11.2018 г., поскольку из указанного судьёй районного суда постановления судебного пристава-исполнителя Заводоуковским МОСП УФССП России по исполнительному производству № 36417/18/72008-ИП от 09.01.2019 г. следует, что погашение данных налоговых обязательств МП «Заводоуковское ЖКХ» началось только с 11.04.2019 года, а также с исполнением иных указанных должностным лицом административного органа требований.
При таких обстоятельствах нахожу, что вывод судьи районного суда о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства, позволяющие прийти к выводу о том, что по состоянию на указываемую должностным лицом административного органа дату – 20.03.2019 года сумма неисполненных налоговых обязательств МП «Заводоуковское ЖКХ» превышала триста тысяч рублей является ошибочным.
В соответствии с абзацем шестым статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", руководителем должника является единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.
Распоряжением Администрации Заводоуковского городского округа от 05.04.2019 года ФИО2 назначена исполняющей обязанности директора МП «Заводоуковское ЖКХ».
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 17.05.2019 г., ФИО2 является лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица - МП «Заводоуковское ЖКХ» без доверенности.
В связи с изложенным, полагаю, что в данном случае ФИО2 является руководителем должника - МП «Заводоуковское ЖКХ», в связи с чем, на неё распространяются обязанности, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и она является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ, в то время, как основания и порядок обращения с заявлением о признании МП «Заводоуковское ЖКХ» банкротом, определяемые уставом указанного лица, не освобождают его руководителя от выполнения обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, и от административной ответственности в случае их неисполнения.
В то же время обстоятельства, связанные со сроком исполнения ФИО2 обязанностей руководителя МП «Заводоуковское ЖКХ», а также предпринятыми ею действиями в рамках предусмотренного уставом предприятия порядка обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением, могут быть учтены судом в рамках применения части 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах, поскольку срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст. 14.13 КоАП РФ, не истек, решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 26 июня 2019 года подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в районный суд.
В то же время доводы жалобы в вышестоящий суд о неизвещении МИФНС № 8 по Тюменской области о судебном заседании районного суда основанием к отмене оспариваемого решения судьи районного суда не являются, поскольку нормами главы 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган и его должностные лица к участникам производства по делу об административном правонарушении не отнесены и, соответственно, неизвещение указанных лиц о времени и месте рассмотрения судьёй районного суда жалобы лица, привлекаемого к административной ответственности, к существенным процессуальным нарушениям, влекущим отмену оспариваемого решения судьи районного суда отнесено быть не может.
При этом из материалов дела следует, что МИФНС № 8 по Тюменской области по соответствующему запросу судьи районного суда от 05.06.2019 года направила 17.06.2019 года в районный суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – врио директора МП «Заводоуковское ЖКХ» ФИО2 и, соответственно, Инспекция, извещённая о поступлении в суд жалобы ФИО2, не была лишена возможности по отслеживанию информации о дате и времени рассмотрения судьёй районного суда жалобы ФИО2 и права на участие в рассмотрении указанной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 26 июня 2019 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 направить на новое рассмотрение в Заводоуковский районный суд Тюменской области.
Судья Тюменского областного суда | А.Р. Глушко |