ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-397/20 от 27.05.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-397/2020

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Cуда Республики Крым С.В. Яковлев, рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Ялтинский зоопарк «Сказка» (далее ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка») ФИО1 на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 23.12.2019 года по делу № 12-161/2020,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ведущего специалиста отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора государственного инспектора Республики Крым ФИО2 №013457/0780 от 11.10.2019 года ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО1 обжаловал его в суде.

Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 23.12.2019 года по делу № 12-161/2019 (судья Соколовский И.С.) постановление по делу об административном правонарушении №013457/0780 от 11.10.2019 года, о привлечении юридического лица ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» к административной ответственности по ст. 8.39 КоАПРФ оставлено без изменения, жалоба представителя ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО1 оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, директор ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО1 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение Белогорского районного суда Республики Крым от 23.12.2019 года по делу № 12-161/2019 отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании, которое состоялось 27.05.2020 года директор ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО1 настаивал на удовлетворении жалобы, указав, что материалы дела не содержат доказательств нарушения ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» установленного режима содержания зоологического парка регионального значения «Сафари-парк «Тайган». Ведущий специалист отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора государственного инспектора Республики Крым ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В силу ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Диспозиция указанной статьи Кодекса распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся.

При этом, указанная норма является бланкетной и предусматривает ответственность за нарушение норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Объективную сторону административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ составляют действия лица, нарушающие установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность. Особой охране подлежат национальные парки.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 58 Закона №7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иные ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 59 Закона №7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон №33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности.

Согласно ч. 1, 4 ст. 1 Закона Республики Крым № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» (далее Закон № 5-ЗРК/2014) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны. Положение об особо охраняемой природной территории регионального или местного значения – правовой акт, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной 2 особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.

В соответствии с п.4 ст. 11 Закона № 5-ЗРК/2014 организация, использование и охрана особо охраняемых природных территорий в Республике Крым осуществляются, в том числе, с соблюдением принципа недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, способной причинить вред охраняемым объектам и несовместимой с режимом особо охраняемых природных территорий (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия и экологического равновесия).

Согласно ст.22 Закона Республики Крым от 10.11.2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» (далее Закон № 5-ЗРК) зоологические парки создаются с целью организации экологической образовательно-воспитательной работы, создания экспозиций редких, экзотических и местных видов животных, сохранения их генофонда, изучения дикой фауны и разработки научных основ ее разведения в неволе, которые являются природоохранными культурно-образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.

В соответствии со ст. 23 Закона № 5-ЗРК на территориях зоологических парков запрещается деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожающая сохранению благоприятных условий для жизни животных этих парков.

Распоряжениям Совета министров Республики Крым от 05.02.2015 года № 69-р утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, в который включен Зоологический парк «Сафари-парк «Тайган».

Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 17.11.2016 года № 2405 утверждено Положение о зоологическом парке регионального значения «Сафари-парк «Тайган», согласно п. 3.1. которого на территории Сафари-парка запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных на него задач и угрожающая его сохранению, в том числе, нарушение форм рельефа, самовольное проведение гидротехнических, земляных и других работ, которые загрязняют водные объекты, вызывают эрозию почв, оползни и другие пагубные явления для Сафари-парка.

Материалы дела свидетельствуют о том, что на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 15.08.2019 года в период с 19.08.2019 года по 23.08.2019 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» с целью установления соответствия осуществляемой Обществом деятельности или действий (бездействий) обязательным требованиям природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области использования и охраны водных объектов, в области охраны атмосферного воздуха, в области исполнения требований земельного законодательства, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В рамках указанной внеплановой выездной проверки было проведено обследование территории зоологического парка регионального значения «Сафари-парк «Тайган», расположенного по адресу: <адрес>» <адрес>, в ходе которого сотрудниками Министерства 19.08.2019 было установлено, что в юго-западной части территории зоологического парка регионального значения «Сафари-парк «Тайган» ранее проводились землеройные работы, а именно, осуществлено снятие грунта, в результате чего на земельном участке было образовано 4 углубления правильной прямоугольной формы.

После установления указанных обстоятельств, должностным лицом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым 30.08.2019 был составлен протокол об административном правонарушении № 013457, после рассмотрения, которого ведущим специалистом отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента, государственного экологического надзора ФИО2 11.10.2019 года было вынесено постановление №013457/0780, которым ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

При этом ни материалы проверки, ни протокол об административном правонарушении не содержат доказательств того, что снятие грунта осуществлялось ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» после получения в пользование территории зоологического парка регионального значения «Сафари-парк «Тайган» с целью осуществления деятельности, не связанной с выполнением возложенных на него задач, которая угрожает сохранению указанной особо охраняемой природной территории, а имеющее место нарушение форм рельефа в виде 4 углублений правильной прямоугольной формы, оказывает пагубное воздействие на Сафари-парка.

В постановлении ведущего специалиста отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента, государственного экологического надзора ФИО2 от 11.10.2019 года №013457/0780 указано лишь на то, что в юго-западной части территории зоологического парка регионального значения «Сафари-парк «Тайган» ранее проводились землеройные работы ( осуществлено снятия грунта), при этом не установлено когда и кем они были осуществлены, не установлено ухудшение состояния особо охраняемой природной территории в результате образования 4 углублений правильной прямоугольной формы.

Не были представлены такие доказательства ни в Белогорский о районный суд Республики Крым при рассмотрении дела № 12-161/2019, ни в Верховный Суд Республики Крым.

Учитывая изложенное выше, становится очевидным, что основанием для привлечения ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» к административной ответственности по ст.8.39 КоАПРФ послужили не подтвержденные неоспоримыми доказательствами предположения должностного лица о том, что указанным субъектом в юго-западной части территории зоологического парка регионального значения «Сафари-парк «Тайган» проводились землеройные работы, осуществлено снятия грунта, в результате которого на земельном участке было образовано 4 углубления правильной прямоугольной формы.

При этом ни в протоколе об административном правонарушении № 013457 от 30.08.2019 года, ни в постановлении №013457/0780 от 11.10.2019 года, ни в решении Белогорского районного суда Республики Крым от 23.12.2019 года по делу № 12-161/2019 не отражено осуществление именно ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» какой-либо деятельности, способной причинить вред охраняемым объектам и которая несовместима с режимом особо охраняемых природных территорий.

Суд отмечает, что нарушение режима особо охраняемых природных территорий представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.

Однако собранные по делу доказательства не могут свидетельствовать о нарушении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» установленного режима или правил охраны особо охраняемой природной территории - зоологического парка «Сафари-парк «Тайган».

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных выше обстоятельствах и с учетом приведенных положений ст.1.5 КоАП РФ невозможно сделать однозначный вывод о том, что обстоятельства, установленные при проведении 19.08.2019 года планового(рейдового) осмотра Зоологического парка «Сафари-парк «Тайган», отраженные в дальнейшем в протоколе об административном правонарушении № 013457 от 30.08.2019 года свидетельствуют о совершении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

В связи с чем, постановление ведущего специалиста отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора государственного инспектора Республики Крым ФИО2 №013457/0780 от 11.10.2019 и решение Белогорского районного суда Республики Крым от 23.12.2019 года по делу № 12-161/2019 подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ

РЕШИЛ:

Постановление ведущего специалиста отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора государственного инспектора Республики Крым ФИО2 №013457/0780 от 11.10.2019 и решение Белогорского районного суда Республики Крым от 23.12.2019 года по делу № 12-161/2019 в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>