ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-398/20 от 03.06.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

03 июня 2020 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Общества с ограниченной ответственностью «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО5 на решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 23 декабря 2019 года по делу № 12-167/2019,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ведущего специалиста отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – государственным инспектором Республики Крым ФИО2 должностное лицо ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» (далее – Общество, Зоопарк) ФИО5 привлечена к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Белогорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе ФИО5 выражает несогласие с постановленными в отношении нее решениями, просит об их отмене с прекращением производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что основания для привлечения ее к административной ответственности отсутствовали; не установлено, когда проводились землеройные работы, нет данных, что они вообще проводились, и нет данных, что работы проводились Обществом; нет первоначального акта и экспертного заключения о времени и давности образования котлованов.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителя ФИО5ФИО3, представителя Министерства экологии и природных ресурсов республики Крым ФИО2, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 8.39 КоАП РФ установлено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Диспозиция указанной статьи Кодекса распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся.

При этом указанная норма является бланкетной и предусматривает ответственность за нарушение норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Объективную сторону административного правонарушения ст. 8.39 КоАП РФ составляют действия лица, нарушающие установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность. Особой охране подлежат национальные парки.

Согласно ч. 1, 2 ст. 58 Закона № 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иные ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 59 Закона №7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон № 33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности.

Согласно ч. 1, 4 ст. 1 Закона Республики Крым № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» (далее Закон № 5-ЗРК/2014) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.

Положение об особо охраняемой природной территории регионального или местного значения – правовой акт, содержащий сведения о наименовании, местонахождении, площади, границах, режиме особой охраны конкретной особо охраняемой природной территории, природных объектах, находящихся в ее границах, функциональных зонах, иную информацию.

В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона № 5-ЗРК/2014 организация, использование и охрана особо охраняемых природных территорий в Республике Крым осуществляются, в том числе с соблюдением принципа недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, способной причинить вред охраняемым объектам и несовместимой с режимом особо охраняемых природных территорий (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия и экологического равновесия).

Согласно ст. 22 Закона № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» зоологические парки создаются с целью организации экологической образовательно-воспитательной работы, создания экспозиций редких, экзотических и местных видов животных, сохранения их генофонда, изучения дикой фауны и разработки научных основ ее разведения в неволе, которые являются природоохранными культурно-образовательными и научно-исследовательскими учреждениями.

В соответствии со ст. 23 Закона № 5-ЗРК на территориях зоологических парков запрещается деятельность, не связанная с выполнением возложенных на них задач и угрожающая сохранению благоприятных условий для жизни животных этих парков.

Распоряжениям Совета министров Республики Крым от 05.02.2015 года № 69-р утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, в который включен Зоологический парк «Сафари-парк «Тайган».

Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 17.11.2016 года № 2405 утверждено Положение о зоологическом парке регионального значения «Сафари-парк «Тайган», согласно п. 3.1. которого на территории Сафари-парка запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных на него задач и угрожающая его сохранению, в том числе нарушение форм рельефа, самовольное проведение гидротехнических, земляных и других работ, которые загрязняют водные объекты, вызывают эрозию почв, оползни и другие пагубные явления для Сафари-парка.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» с целью установления соответствия осуществляемой Обществом деятельности или действий (бездействий) обязательным требованиям природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области использования и охраны водных объектов, в области охраны атмосферного воздуха, в области исполнения требований земельного законодательства, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

В рамках указанной внеплановой выездной проверки было проведено обследование территории зоологического парка регионального значения «Сафари-парк «Тайган», расположенного по адресу: <адрес>» <адрес>, - в ходе которого сотрудниками Министерства ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в юго-западной части территории зоологического парка регионального значения «Сафари-парк «Тайган» ранее проводились землеройные работы, а именно, осуществлено снятие грунта, в результате чего на земельном участке было образовано 4 углубления правильной прямоугольной формы.

В то же время согласно служебной записке заведующего отделом организации функционирования особо охраняемыми природными территориями управления заповедного дела ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № СЛ/2398/1 письмо от ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» о согласовании проведения землеройных работ на территории зоологического парка регионального значения «Сафари-парк «Тайган» не поступало.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении .

ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента, государственного экологического надзора ФИО2 было вынесено постановление в отношении должностного лица ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО5 о назначении административного наказания.

Оставляя без изменения указанное постановление должностного лица судья районного суда исходил из того, что материалы проверки и иные доказательства по делу свидетельствуют о наличии вины должностного лица Общества ФИО5 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Однако с такими выводами судьи первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что ни материалы проверки, ни протокол об административном правонарушении не содержат доказательств того, что после получения в пользование территории зоологического парка регионального значения «Сафари-парк «Тайган» снятие грунта осуществлялось ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» с целью осуществления деятельности, не связанной с выполнением возложенных на него задач, которая угрожает сохранению указанной особо охраняемой природной территории, а имеющее место нарушение форм рельефа в виде 4 углублений правильной прямоугольной формы, оказывает пагубное воздействие на Сафари-парк.

В постановлении ведущего специалиста отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента, государственного экологического надзора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ указано лишь на то, что в юго-западной части территории зоологического парка регионального значения «Сафари-парк «Тайган» ранее проводились землеройные работы (осуществлено снятия грунта), при этом не установлено, когда и кем были осуществлены эти работы, не установлено ухудшение состояния особо охраняемой природной территории в результате образования 4 углублений правильной прямоугольной формы.

Ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении должностного лица, ни в решении судьи Белогорского районного суда Республики Крым не отражено осуществление именно ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» какой-либо деятельности, способной причинить вред охраняемым объектам и которая несовместима с режимом особо охраняемых природных территорий.

Не были представлены такие доказательства ни в Белогорский о районный суд Республики Крым при рассмотрении дела , ни в Верховный Суд Республики Крым.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что основанием для привлечения должностного лица ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО5 к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ послужили не подтвержденные неоспоримыми доказательствами предположения должностного лица о проведении указанным субъектом в юго-западной части территории зоологического парка регионального значения «Сафари-парк «Тайган» землеройных работ, осуществлении снятия грунта, в результате которого на земельном участке образовались 4 углубления правильной прямоугольной формы.

Следует отметить, что нарушение режима особо охраняемых природных территорий представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.

Однако собранные по делу доказательства не могут свидетельствовать о нарушении директором ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО5 установленного режима или правил охраны особо охраняемой природной территории - зоологического парка «Сафари-парк «Тайган».

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных выше обстоятельствах и с учетом приведенных положений ст. 1.5 КоАП РФ сделать однозначный вывод о том, что обстоятельства, установленные при проведении ДД.ММ.ГГГГ планового(рейдового) осмотра Зоологического парка «Сафари-парк «Тайган», отраженные в дальнейшем в протоколе об административном правонарушении свидетельствуют о совершении директором ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО5 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, невозможно.

При таких обстоятельствах, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене в связи с существенными нарушениями процессуального закона, а производство по делу - прекращению за недоказанностью.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6–30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -

Р Е Ш И Л А:

постановление ведущего специалиста отдела оперативного реагирования и экологической безопасности управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 23 декабря 2019 года по делу № 12-167/2019 в отношении должностного лица ООО «Ялтинский зоопарк «Сказка» ФИО5 по ст. 8.39 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко